|
Юлиана Жихорь
Вступление Казахстана в Таможенный союз с Россией и Белоруссией поставило перед Астаной сложную задачу: в условиях жесточайшей конкуренции со стороны стран-партнеров по союзу заставить развиваться собственную экономику. Например, как сделать так, чтобы казахстанский автопром (даже звучит смешно) с его 1,5 заводами и тремя сборочными цехами смог конкурировать с российскими 150 автозаводами? После раздумий отечественным Кабмином ставка была сделана на создание наиболее благоприятной (по сравнению с Россией и Белоруссией) среды для привлечения инвестиций. И, судя по отчету Doing Business, в этом направлении Казахстан весьма преуспел
Много лет наше правительство вело напряженную борьбу за “призовые места” в различных международных рейтингах. Качество усилий правительства в улучшении социально-экономических параметров страны оценивалось, как минимум, тремя различными рейтингами: Всемирного экономического форума (ВЭФ), Лозаннского института (IMD) и отдельного рейтинга по качеству бизнес-среды Doing Business. Именно последний является основным в деле привлечения инвесторов: чем комфортнее условия для ведения бизнеса в стране, тем выше рейтинг. Казахстан в Doing Business сегодня занимает самые высокие позиции по сравнению со странами СНГ. И в первую очередь - по сравнению с партнерами по Таможенному союзу.
Сегодня Казахстан занимает в отчете Doing Business Всемирного банка 63-е место, значительно опережая Россию (120-е место), Узбекистан (150-е) и даже некоторые страны Евросоюза - Италию (74-е), Чехию (66-е), Польшу (74-е), Грецию (100-е). В прошлом году у нас, как заявил глава Минэкономики, курирующий связи с рейтинговыми агентствами, наблюдалось значительное улучшение “по некоторым индикаторам, таким как: “Получение разрешений на строительство” с 177-го на 143-е место и “Налогообложение” с 61-го на 52-е”.
Однако, считают в правительстве, это только начало большой работы по дальнейшему продвижению нашего рейтинга.
Например, если исключить из перечня документов, необходимых для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, копии лицензии (создав электронную базу данных субъектов лицензирования) и процедуру утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию после его подписания всеми членами приемочной и государственной приемочной комиссий, то это позволит скакнуть в рейтинге вверх почти на сотню пунктов - со 143-го на 54-е место.
Предлагается также отказаться от обязательного наличия печати для открытия предприятий и ввести в качестве альтернативы электронную подпись. (Тем более что эта возможность уже предусмотрена Гражданским и Налоговым кодексами.) Прозвучало предложение и исключить обязательность нотариального завершения свидетельства о регистрации при открытии расчетного счета в банках. “На наш взгляд, вполне приемлемо предоставить сторонам договора возможность самостоятельно определять необходимость нотариального заверения документов либо делать это силами сотрудников банка по предъявлении оригиналов”, - заявил глава Минэкономики Бахыт Султанов. Добавив, что эти меры позволят Казахстану по итогам нынешнего года улучшить индикатор “Открытие предприятия” с 80-го до 20-го места.
Согласно расчетам симулятора рейтинга - вкупе с изменениями, принятыми, но не учтенными в предыдущем рейтинге - эти меры помогут Казахстану подняться с 82-го на 20-е место по индикатору “Открытие предприятия”.
Существенную роль в улучшении рейтингов играет модернизация лицензионно-разрешительной системы. Сейчас эксперты рекомендуют оптимизировать (то есть отменить) 334 процедуры из 1020. Это, по их подсчетам, дает возможность уменьшить лицензионно-разрешительный документооборот на 884 тысячи единиц в год. Но главное - позволит сэкономить время и деньги предпринимателей на 27 миллиардов тенге.
- В этой связи считаем, что работу в данном направлении следует продолжить и на следующем этапе надо включить в нее разрешения не только центральных государственных органов, но и документы, выдаваемые местными исполнительными органами, - озвучил Султанов ближайшие планы премьер-министру. - Так что есть еще над чем потрудиться.
Например, над реформированием контрольно-надзорной системы. Планируется сузить временные рамки продолжительности проверок по целому ряду сфер: по санитарно-эпидемиологической службе - в 2 раза, по ветеринарии, карантину и защите растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынков - в 6 раз, а это в сумме не менее половины всех проводимых проверок.
Действуя в направлении систематизации госконтроля, правительством разработаны поправки в Закон “Об административных процедурах”, которыми предусматривается в том числе санкционирование доследственных проверок, проводимых правоохранительными органами (МВД, КНБ, АБЭКП), и уведомление органов прокуратуры о проведении внеплановых и встречных проверок.
- В случае их принятия, - заверял коллег по Кабмину министр экономики, - бизнес получит реальную защиту от необоснованного вмешательства в свою деятельность со стороны силовиков, что, как вы знаете, никогда не проходит бесследно. Особенно важно законодательно предусмотреть прокурорское санкционирование доследственных проверок силовых органов. Мы понимаем, что в данном случае возможно жесткое противодействие со стороны последних, - поделился Султанов. И попросил премьер-министра вмешаться в ситуацию и “протокольно поручить их включение в проект в сжатые сроки и провести совещание под вашим руководством.
В этом случае закон будет внесет в парламент в течение ближайшего месяца.
В общем, Кабмин настроен решительно отстаивать интересы бизнес-сообщества, даже если для этого одним его членам придется жестко дискутировать с другими. Поскольку, как считают в правительстве, другого пути привлечения инвестиций для реализации всех глобальных затей в рамках программы форсированной индустриализации, кроме как создания наиболее “бархатных” условий бизнесу (по сравнению с соседями), просто нет.
Астана |