|
Алан Байтенов
Альтернативной дороги платному автобану Алматы - Капшагай не будет. Об этом “НП” заявил Абзал Акжолов, замначальника ГУ “Алматинский областной департамент Комитета автомобильных дорог”. Вместо этого в правительстве рассматривается вопрос о введении специальной тарифной сетки
Как уже сообщалось, Алматы и Капшагай собираются связать новым платным автобаном. То есть эта небезызвестная магистраль, связывающая южный мегаполис и курортную зону, подвергнется основательной реконструкции. За наш счет. После завершения проекта на участке в 104 километра, имеющем статус дороги республиканского значения, разрешено будет двигаться со скоростью 120 километров в час. Сейчас уже известно, что на 57 километрах будет организовано 4-полосное движение, а на остальных - шестиполосное.
Также, согласно фабуле плана строительства, на трассе этого автобана будут располагаться две двухуровневые развязки, четыре моста и путепровода. Ориентировочная стоимость проекта составляет примерно 60 миллиардов тенге. Строительство “растянется” на 3 года.
Вообще организация “платного” движения подразумевает и наличие бесплатной альтернативы (что, кстати, прописано в Законе “Об автомобильных дорогах”). И для того, чтобы узнать, что нам в этом отношении предложат власти, мы решили связаться с Алматинским областным департаментом Комитета автомобильных дорог. На связь вышел замначальника этого ГУ Абзал Акжолов. Как выяснилось, в ближайших планах правительства организация бесплатной альтернативы не предвидится: “Вы имеете в виду Алматы - Капшагай? Здесь не будет альтернативной дороги. Потому что сейчас нет такой возможности”.
Между тем в уже упомянутом Законе “Об автомобильных дорогах”, в частности, в пункте 2 статьи 5 указано: “Платные автомобильные дороги создаются с учетом выполнения следующих условий: наличия альтернативного бесплатного проезда, качество которого соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными актами, повышенного качества платного проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта и высокого сервисного обслуживания на всем его протяжении”.
|
Да хоть шесть полос за ваши деньги! |
Тем самым, как мы видим, государство “временно” пытается отойти от нормы закона, ссылаясь на отсутствие средств. Теоретически требование о создании специальной бесплатной дороги можно было внести в ТЭО нового проекта и обязать выполнить его концессионера. Однако, как мы видим, государство настолько заинтересовано строительством автобана, что готово пойти на уступки частным компаниям, лишь бы проект был завершен. Как уже сообщалось, эта дорога свяжет Алматы и курортную зону Жана-Иле, на территории которой будет располагаться пресловутый отечественный “Лас-Вегас”. То есть, можно предположить, что чиновники отходят от законных требований ради “раскрутки” отечественных казино.
В то же время нам стало известно, что государство планирует создать иную альтернативу - специальную тарифную сетку. Согласно этой таблице будет четко определено, кто и как должен будет платить за использование полотна автобана. Как с нами поделился Абзал Акжолов: “В правительстве решается вопрос - если не будет альтернативной дороги, то какие будут существовать льготы? То есть в самое ближайшее время будет определено, сколько будет платить местное население и каким образом будет взиматься плата с общественного транспорта”.
Предположим, что чиновники придут к какому-то общему знаменателю. Но уже сейчас видно, что скидку дадут не каждому и для большинства дорога к морю ощутимо подорожает. Поэтому мы взяли на себя смелость определить примерный маршрут, по которому можно миновать платный участок дороги. Так можно предложить такой альтернативный маршрут (из расчета, что используются только равноценные дороги, то есть республиканского значения) - Алматы, Первомайский, Курты и затем Капшагай. Такой крюк дает в сумме примерно 180 километров, что на 110 километров и в среднем на полтора часа больше.
Эти лишние километры - следовательно, деньги и время - показывают, что платный автобан (то есть фактически навязанные условия), как ни крути, выгодней. Более того, есть населенные пункты, расположенные вдоль трассы Алматы - Капшагай, к которым нет разумных альтернативных путей, кроме существующей сегодня кратчайшей трассы и будущего автобана. |