|
Алан Байтенов
Высокие технологии требуют серьезных средств. Как уже известно, введение 3G, то есть сокращение пресловутого цифрового неравенства, Казахстан “оценил” в 5 миллиардов тенге. Именно эти средства необходимо отдать сотовым операторам в государственную казну в обмен на разрешение использовать специальные частоты, на которых работает связь нового поколения. Кроме того, согласно условиям договора на использование 3G, операторы должны будут ежегодно отдавать государству еще порядка 2 миллиардов тенге. Однако такой расклад не совсем устраивает поставщиков услуг сотовой связи, и они выступают с предложением несколько снизить суммы платежей
Как известно, сокращение цифрового неравенства, а также повсеместное увеличение скорости доступа в Интернет в конце 2009 года стало чуть ли не первоочередной задачей правительства (конечно же, после исполнения антикризисной программы). По крайней мере, о введении 3G говорилось практически на каждом заседании. Отчасти из-за того, что этот вопрос был на особом контроле премьер-министра.
Конечно, введение 3G сопровождалось определенными трудностями, в частности, ставились вопросы с выделением частот, что были в ведении Министерства обороны и операторов кабельного телевидения. Однако к началу этого года все моменты были решены, и государство незамедлительно выставило свой ценник на использование 3G - 5 миллиардов тенге единовременно и 2 миллиарда тенге ежегодно.
Такие цифры сотовым операторам показались достаточно высокими, и в данный момент ведутся переговоры с представителями Агентства по информатизации и связи (АИС) по снижению этих сумм. В противном случае, считают независимые эксперты, эта цена повлечет за собой тотальное повышение тарифов и торможение развития 3G в регионах.
Есть и такое мнение - если сумма платежей по использованию 3G не будет снижена, то сотовые операторы могут хоть и не отказаться совсем, но пока что повременить с использованием связи третьего поколения. Как правило, компании сегодня успешно работают на 2 и 2,5G, и тотальный переход на новые стандарты пока что может показаться не совсем выгодным.
Фактически 3G несет в себе ту же самую функцию, что и старый формат, просто обладает более широкими возможностями - увеличенной скоростью передачи данных. Однако, как показала практика и в первую очередь опыт использования этого стандарта за рубежом (в частности, на территории СНГ), порядка 75-80 процентов абонентов не используют все возможности 3G.
Для подавляющего числа абонентов телефон с вводом связи третьего поколения не приобретает новых качеств. Это по-прежнему аппарат, основные обязанности которого передача голоса и коротких текстовых сообщений. Естественно, такое отношение к стандарту связи нового поколения, не скрывают специалисты, ожидается какое-то время и у нас.
То, что государство несколько поторопилось с определением стоимости лицензии и сумм ежегодных платежей, по сути, признают и в АИС. Поэтому сегодня ведутся переговоры относительно снижения этих сумм. И основной аргумент - высокая стоимость использования 3G - будет тормозить его развитие в регионах. То есть сотовые операторы будут вынуждены использовать сети третьего поколения “на всю катушку” только в крупных городах. При этом с оборудованием более мелких населенных пунктов станциями нового стандарта придется подождать.
В то же время, если сотовые операторы подпишут договор об использовании 3G, то “затянуть” этот вопрос не получится. В рамках лицензионного соглашения операторам в течение двух лет необходимо оснастить станциями нового стандарта все областные центры республики и города с населением более 70 тысяч человек. (Как мы знаем, именно регионы нуждаются во всеобщей информатизации. И это можно назвать одним из приоритетных моментов программы сокращения цифрового неравенства и, что еще важнее, повышения общей грамотности населения. А высокоскоростной беспроводной Интернет (зачастую кабели “тянуть”, особенно в глубинке, намного дороже) в этом деле практически главное оружие.) То есть условия договора еще раз заставят задуматься операторов о необходимости вкладываться в 3G.
Тем самым правительство и сотовые операторы, от которых, по сути, сегодня зависит, будет ли 3G в Казахстане или нет, поменялись местами (вспомним, что сначала поставщики услуг сотовой связи торопили чиновников в вопросе выделения частот на 3G). Теперь государство рискует “остаться” еще на какое-то время со своим “дорогим” предложением. Повторимся - сотовые операторы и в старом формате живут неплохо, а у чиновников тем временем “горит” программа поголовной информатизации общества.
В то же время стоит вспомнить эпизоды двухгодичной давности, когда операторы сообщали о том, что сеть 3G уже развернута и не хватает только отмашки со стороны государства. И если это правда, то компаниям все равно придется прикупить столь дорогую по их мнению лицензию. И тогда стоимость лицензии и суммы ежегодных сборов станут хорошим оправданием для повышения тарифов. Отчего опять-таки пострадает доступность новых цифровых технологий. В общем, злой рок тяжелого и неповоротливого введения инноваций преследует Казахстан до сих пор. |