Анна Шелепова
Клавдия Ивановна Ковалева родилась в Кокчетаве в 1918 году. Будучи маленькой девочкой, она невероятно боялась грозы и даже предположить не могла, что через какое-то время станет известным специалистом, Заслуженным метеорологом СССР
Клавдии Ивановне Ковалевой 92 года. Наша героиня отлично помнит каждый миг своей жизни, а ярких событий за годы ее увлекательной работы было довольно много. Одна только фотография с Чукотки, где она “оседлала” кита весом в 50 тонн, чего стоит!
- Так сложились обстоятельства, что я переехала в Алма-Ату, - вспоминает Клавдия Ивановна. - Пошла учиться на метеоролога и в итоге с 1934 года стала работать в Бурундайском аэропорту.
Там же чуть позже наша героиня встретила мужа. Он был летчиком. Роман, замужество и, увы, недолгая совместная жизнь. Муж погиб 26 декабря 1941 года в авиакатастрофе над Балхашом. Всего тогда погибло 26 человек. Прощались с ними в Оперном театре. Мужа Клавдии Ивановны похоронили в общей могиле на центральном кладбище.
Вопреки трагедии женщина осталась на метеослужбе в аэропорту.
Во время войны наша собеседница работала в алматинском аэропорту. Рабочий день длился по 12 часов, и каждые 15 минут она сообщала погоду на борт самолетов, а во время шторма следить за изменениями стихии и информировать о погоде нужно было каждые пять минут.
В общей сложности в алматинском аэропорту женщина проработала метеорологом 50 лет. Клавдия Ивановна так увлеклась стихией, что вскоре научилась предсказывать погоду без научных приборов. С помощью собственных глубоких знаний она сама предсказывала грозы.
В 1963 году ее предсказанию о скорой грозе не поверили... На борт не передали сведения, о которых говорила женщина. Ровно через 38 минут началась гроза, и самолет, попав в шторм, разбился. Экипаж остался в живых, а пассажиры почти все погибли. После этого к ней приходили ученые и спрашивали, как ей удалось предсказать грозу, ведь по научным приборам ничего не предвещало непогоды. Клавдия Ковалева ответила просто: “Облака знать надо”.
Уникальную специалистку приглашали для обучения метеорологов в разные страны. В Монголии она дважды обучала служащих аэропорта, работая в Улан-Баторе. Ее даже просили остаться навсегда в этой стране, но она предпочла вернуться на родину.
А на 50-летие ей подарили сувенир - огромный клык моржа, на котором ремесленники вырезали забавных человечков, юрты, сани.
- Этот подарок - память о Чукотке, - рассказывает собеседница. - Я работала в 80 километрах от Аляски с 1970 по 1975 год. Чукотка запомнилась бесконечной пургой и метелями. Она была суровой и интересной... Там тоже была своя метеорологическая станция. Я работала в аэропорту имени Святого Лаврентия. Помню, как-то на берег выбросило кита, я вскарабкалась ему на спину, и меня сфотографировали. До сих пор храню это фото.
По словам нашей героини, особенного секрета долголетия, а главное - ясного ума и хорошего самочувствия не существует. “Я никогда не курила, не пила алкоголь, классической медицине предпочитала гомеопатические средства и старалась больше есть рыбы”.
Два года назад Клавдия Ивановна упала и сломала ногу. До этого женщина была абсолютно самодостаточна - варила, убирала, гуляла. Однако, несмотря на травму, она не утратила деловой активности. Ежедневно держит связь с аэропортом, метеорологами, которые ее, конечно, не забыли.
- У меня ухудшилось зрение, и я звоню коллегам, чтобы по их описаниям формы облаков составить свой прогноз. А современным синоптикам не доверяю.
- Клавдия Иванова, удалось ли Вам увидеть какое-нибудь редкое явление за свою практику?
- Один раз за всю карьеру видела редкие серебристые облака. Это было на Чукотке. Они показались совсем ненадолго и оставили яркие впечатления навсегда... (Серебристые облака - самые высокие облака в атмосфере Земли. -
Прим. автора. Они видны только тогда, когда освещены солнцем из-за горизонта, в то время как более низкие слои атмосферы находятся в земной тени; днем они не видны. При этом их оптическая плотность настолько ничтожна, что через них зачастую проглядывают звезды.)
- О чем мечтаете?
- Еще бы пожить да поработать, чтобы людям помогать! |