Алла Иванилова
Недавно президент высказал свое недовольство кадровой политикой в госорганах. Сетуя, что министерства превратились в “детский сад”, поскольку на руководящих должностях работает много молодых неопытных специалистов, а среди топ-менеджеров нефтяных компаний мало казахстанцев, глава государства поручил Кабинету министров разобраться в этом вопросе
Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что кресло министра занимает не седовласый старец, а незнакомый юноша с заграничным лоском. Начатая в свое время в стране административная реформа преследовала цель выдвигать на руководящие места неординарных, талантливых молодых менеджеров, у которых за плечами зарубежное образование. Но, видимо, чиновники слишком увлеклись. Глава государства напрямую запретил, чтобы работники “прыгали” по службе. По его мнению, они должны проходить все ступени карьерной лестницы.
Один из способов узнать, насколько ты способен быть “слугой народа” - аттестация госслужащих. В Законе “О государственной службе” указано, что аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки, правовой культуры, способности работать с гражданами. Между тем в стратегическом плане развития Агентства по делам государственной службы на 2010 - 2014 годы отмечено, что процедура аттестации носит достаточно формальный характер и не ориентирована на результаты и оценку работы. И вообще не оказывает существенного влияния на карьеру и слабо связана с оплатой труда.
Учитывая такой формализм, к аттестации никто серьезно не относится. Это демонстрирует статистика. По итогам минувшего года практически в каждом из 59 государственных органов с общей численностью свыше трех тысяч трехсот человек проводилась аттестация. Аттестационными комиссиями принято решение: из 279 административных государственных служащих 269 соответствуют занимаемой должности. Два человека рекомендованы в кадровый резерв.
Кадровые службы государственных органов, так же, как и госслужащие, абсолютно не заинтересованы в том, чтобы работать на кадровый резерв. При согласовании перевода государственного служащего на вышестоящую должность ни в одном документе нет графы или иных требований о принадлежности данного кандидата к кадровому резерву.
Аттестация на сегодняшний день свелась лишь к одной цели - получить положительный результат тестирования. В Агентстве по делам госслужбы отмечают, что появился “синдром боязни аттестации”. Мониторинг, проведенный столичным управлением, показывает, что отдельные государственные служащие под разными предлогами стремятся избежать этой процедуры. Только за минувший год из поступивших документов на согласование назначения своевременно не прошли аттестацию около ста человек.
Дабы устранить формализм, Агентство намерено усилить роль аттестации. В свое время экс-председатель Габидолла Абдрахимов предлагал, чтобы оценочный лист, характеризующий работу того или иного госслужащего, заполняли не только вышестоящие лица, но и коллеги, клиенты и подчиненные. Такая оценка, по его мнению, была бы намного качественней. Однако эти предложения так и остались витать в воздухе.
В этом году агентство намерено приурочить аттестацию к повышению квалификации, которая проводится не реже одного раза в три года, разработав конкретный механизм. Это, уверены чиновники, позволит более качественно выявить, кто достоин, служить народу, а кто - нет.
Астана |