|
Украина снова стоит на пороге выбора. Несколько дней осталось до второго тура выборов президента. Несколько дней отделяет ее от новой эпохи. Той, в которой вдруг станет не стыдно жить на этой украинской земле, воспетой классиками теперь уже российской литературы. Той, в которой колбаса вдруг станет по два двадцать, как при “совке”, но уровень жизни приблизится к европейскому. Той, в которой и российский газ, и европейские визы вдруг станут бесплатными. Той, в которой мы снова будем проходить пройденное, так ничему и не научившись
Как бы там ни было, но сегодня на Украине все спокойно. Тихо и в Крыму. “Оранжевой” эйфории 2004-го нет. Как нет и слепой веры в свою, народную силу массы. Люди голосуют не потому, что им хочется, а потому, что их вынуждают это делать. Увы, белозубые улыбки и призывы билбордов уже давно никого не будоражат. Однако устроены люди так, что им нужно во что-то верить. Например, в то, что от их выбора будет зависеть удой любимой буренки и состояние мировой экономики. Людям нужно кого-то выбирать. Например, того, кто менее противен.
Что касается Крыма, то здесь одна, большая, часть крымчан в первом туре проголосовала за того, кто хотя бы обещает не забыть русский язык. В смысле о том, что обещал сделать его вторым государственным. Обещал, но забыл об этом во время своего премьерства. Вспомнил только в период предвыборной гонки. Вторая часть крымчан проголосовала за нее - красивую и в белом. Вот и сегодня меджлис активно собирает свой народ, проводит “разъяснительные” работы, дает пресс-конференции под названиями: “За кого будут голосовать крымские татары на выборах президента Украины-2010”. И за кого же они будут голосовать? За Юлю, естественно. Почему? Да потому что тогда, в 2004-м, она была с Ющенко, который им кое-что обещал, а потом об этом “кое-что” тактично забыл. Но Юля-то хорошая. Она все вспомнит. И о национальном самоопределении, и о национальной республике, а может, даже и о том, чтобы переименовать крымско-татарское население в крымцев.
Есть в Крыму еще третья часть населения - представители титульной нации. Они тоже за ту, что с косой. Но голосуют не потому, что любят, а потому, что верят: когда-нибудь украинских гимназий и газет на украинском на полуострове станет больше. И тогда уж точно никто не будет противиться ни национальной истории, ни национальным героям.
Отдельным абзацем вынесем Севастополь. На местном интернет-портале города можно прочитать сообщения-призывы, отражающие настроение города русской славы: “Голосуя за меньшее из двух зол, все равно голосуешь за зло! Не иди на выборы! Там нет ни достойных, ни честных! Там нет ни одного, кто способен был бы остановить издевательства над нами. Его там быть и не может. Украина - не наша страна. Это вообще не страна...” Но в этой стране стоит флот Российской Федерации. И Крым боится его потерять после 2017 года. Кроме призывов сорвать выборы неявкой есть еще призывы напиться украинской горилки. Может, так и сделать? Может, выборы эти и не нужны? Толку-то? По большому счету, ничего с приходом нового президента не изменится. И российский газ уже не будет по цене ниже, чем есть теперь. И Европе мы не станем вдруг нужны, потому что Украина для нее всего-навсего труба, по которой этот, российский, газ идет. А о том, как живут люди Зимбабве, Гондураса и Украины, никто в Европе не думает. И правильно делают. Нам ведь тоже не до Зимбабве. Было бы только, чем ту самую украинскую горилку закусить.
Нам даже нет дела до того, кто будет президентом, лишь бы “не он” или “не она”. Лишь бы опять не заставляли быть “рабочей силой Майдана”. А все эти разговоры о выборах, надеждах и ожиданиях - пустое. Почему? Потому что люди устали делать свой бессмысленный, девальвированный выбор.
Но усталость эта не мешает с нетерпением ждать результатов голосования второго тура, потому что речь пойдет о процентах на уровне статистической погрешности. Борьба обещает быть нешуточной. Политики снова будут пытаться отстаивать свои позиции в суде и с помощью психологического давления улицы. И зависит только от погоды и интеллектуальных качеств избирателя: будет ли новый Майдан. Но заявки на проведение акций обе стороны уже подали.
Ирина Ковалева, Симферополь |