|
Сергей Леонов
Кто входит в современную казахстанскую интеллектуальную, культурную, предпринимательскую элиту? Кто вообще достоин в нее войти?
На эти вопросы вот уже десять лет отвечает “Выбор года” - уникальный конкурс, в котором вердикт выносят не только члены жюри, составленного из профессионалов в разных областях, но и “народные выборщики”, мнение которых отражает симпатии нас с вами, граждан своей страны.
О юбилейном, десятом конкурсе “Выбор года” рассказывает его координатор по странам СНГ Алекс Норски
- Чем отличался нынешний, юбилейный “Выбор года” от предыдущих и как вообще меняется наш выбор с годами?
- Безусловно, меняются приоритеты и даже вкусы. Ведь жизнь не стоит на месте. На эти изменения влияет даже неумолимый технический прогресс. Если, к примеру, десять лет тому назад интерес наших потребителей и экспертов вызывала номинация “Лучший видеомагнитофон”, то сегодня это, согласитесь, уже, мягко говоря, не актуально. Сегодня интерес могут вызвать разве что ультратонкие телевизионные панели или космического вида холодильники...
Но дело не только в этом. Сегодня редко встретишь тот энтузиазм, что был, когда мы начинали наш проект. Конечно, сказывается и экономический кризис. И большинство людей сейчас больше заняты проблемами элементарного выживания, и здесь к вопросу имиджа и репутации стали относиться, быть может, более прагматично.
Как всегда, мы обращаем особое внимание на то, отечественный продукт нам предлагает номинант или нет. Если участник настаивает на том, что их нельзя сравнивать с импортируемым продуктом, поскольку производят они его здесь, в наших, довольно сложных условиях, то по этим признакам номинанты разделяются. Поскольку у них разные условия.
То же самое касается, например, телеканалов. Одно дело канал, создающий свою продукцию, свои программы, - это очень дорого и сложно. Другое дело просто ретранслировать что-то чужое. Сравнить нельзя - программы, за которыми стоит огромный бюджет какой-нибудь российской телекомпании, или же продукт, создаваемый с нашими, казахстанскими ресурсами.
Пожалуй, этими особенностями и был отмечен нынешний конкурс, который прошел, как отметили его участники и зрители, по привычному сценарию. Хотя и в этом году не обошлось без ложки дегтя...
- Какой? Поделитесь.
- Это не относится к конкурсу непосредственно. Я имею в виду так называемые конкурсы-двойники, когда кто-то где-то организует без должной подготовки и проработки, не имея государственных патентов на товарные знаки и проведение конкурсов, некие фальшивые конкурсы с аналогичным нашему названием. Как правило, такие мероприятия устраиваются в целях сбора денежных средств (иногда в целях подъема собственного престижа или для саморекламы), проводятся примитивно по технологии прямой продажи и ставят лауреатов в смешную и щекотливую ситуацию, когда невозможно пользоваться незаконно полученным званием. Мы могли бы и не реагировать на эти постоянно возникающие казусы, но забота о чистоте проекта, о его бренде заставляет нас “очищать” наше рейтинговое поле от подобных фальшивок. Обычно это происходит в досудебном порядке, и те, кто пытается нагреть руки на бренде “Выбор года”, быстро с нами соглашаются. Но бывает, приходится обращаться и в суд. Вот и в этом году пришлось отстаивать и свои авторские права, и свою интеллектуальную собственность.
- Вы говорите: кто-то устраивает конкурсы на деньги олигархов. А на чьи деньги существует ваш конкурс?
- Источник финансирования - это совокупные спонсорские усилия участников проекта. У нас все предельно прозрачно. Если какая-нибудь компания побеждает в конкурсе, мы предлагаем ей внести определенный финансовый вклад в организацию церемонии награждения. Ведь за аренду зала, церемонию награждения, сувенирную продукцию нужно платить, для этого и нужны деньги. Наше предложение, конечно, не вызывает искреннего восторга у лауреатов, но, в конце концов, они понимают ситуацию и помогают нам. Это дает нам возможность быть полностью независимыми и объективными. Причем, мы сразу же предупреждаем номинантов еще до начала рейтингового отбора - в случае вашей победы мы обратимся за финансовой поддержкой. А уж оказывать ее или нет - это ваше дело, на отборе это никак не отразится. Выбираем не мы, выбирает страна.
- Каким же образом страна выбирает?
- Наша рейтинговая система универсальна и, не могу не отметить этого, единственная в своем роде. В отборе участвуют и эксперты в разных областях, и простые люди, которые высказывают свои симпатии и антипатии на ту или иную продукцию, оценивают персоналии, какие-либо аспекты нашего конкурса. Происходит взаимная корректировка мнений. Подчас сложная, но всегда бескомпромиссная. Если профессионалы видят вглубь, то наши рядовые, но небезразличные, заинтересованные граждане - вширь и, что называется, в масштабе. Кроме того, используются маркетинговые и социологические исследования проверенных, солидных организаций. Таким образом происходит гармоничный, честный, объективный рейтинговый отбор, исключающий субъективность и тенденциозность. Мы же всего лишь регистрируем его, тогда как выбирает, повторяю, наша общественность в лице непредвзятых активистов и профессиональных экспертов.
- Можно ли сказать, что с годами выбор персон стал шире и из-за этого выбирать стало сложнее?
- Можно удивляться или досадовать, а может, и смеяться над этим, но каждый год мы чаще всего имеем дело с одним и тем же, довольно узким кругом лиц, будь то эстрада, наука или образование. Вообще, редко появляются новые яркие личности, которые достаточно известны стране и могут претендовать на лидерство и популярность. Быть может, так происходит из-за специфики неравномерного, скажем так, освещения казахстанскими масс-медиа различных лиц, персон. Поэтому одни известны всей стране, и их известность регулярно подтверждается в СМИ, другие же остаются в тени, хотя, быть может, и заслуживают большей известности. Тогда как условия участия в нашем конкурсе предельно демократичны, и одна из наших основных задач - помогать как раз выявлению новых имен, утверждению солидных, проверенных брендов, формированию цивилизованного, культурного, экономического, эстетического пространства.
- А кроме этих задач, какие еще функции выполняет ваш оргкомитет и какие цели ставит перед собой?
- Прежде всего, оргкомитет обязан сохранить соответствие утвержденной технологии выбора, проверяемой ежегодно аудиторами, исключить функциональные и репутационные риски, сохранить авторитет и ценность бренда “Выбор года”. А задача конкурса - помочь отечественным производителям, лидерам в самых различных областях, обрести признание. Когда я говорил о нашей роли в качестве регистраторов, то немного, конечно, преуменьшил ее. Мы стремимся быть не просто равнодушными регистраторами, а хотим поддержать своей работой труд, вклад людей в общественное благосостояние, чтобы они чувствовали благодарность со стороны общества. И поверьте, очень часто благодарные слезы радости на сцене во время награждения бывают нам наградой.
Мы не раз слушали высказывания: спасибо вам, наконец-то мы почувствовали признание нашего труда. При том, что никакого материального содержания, подчеркну, наша награда не несет, хотя и называется “премией”. Это исключительно благодарность и любовь народа, страны и общества. Справедливо довести ее до людей достойных - в этом-то и смысл всей нашей работы.
|
Слезы радости - лучшая награда |
АЛТЫН АДАМ - ЧЕЛОВЕК ГОДА-2009
Аким года
Ахметжан Есимов
Спортсмен года
Сиязбек Далиев
Специальная премия оргкомитета “За вклад в развитие искусства Казахстана”
Досхан Жолжаксынов
Спортивный символ Казахстана 2000 - 2009
Ольга Шишигина
Деятель науки года
Серик Акшулаков
Тележурналист года
Артур Платонов - телеканал КТК
Журналист года
Сапа Мекебаев - газета “Время”
Врач года
Николай Дьяченко
Патриот года
Дмитрий Петрухин
Специальная премия оргкомитета “Музыкальный символ Казахстана-2000 - 2009”
Марат Бисенгалиев
Специальная премия оргкомитета “Культурный проект-2000 - 2009”
“Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой под руководством Толеубека Альпиева
Специальная премия оргкомитета “Образовательный проект-2000 - 2009”
Казахская национальная академия музыки под руководством Айман Мусаходжаевой
Список победителей 2009 года
1. “Дистрибьюторская фармацевтическая компания №1 2009 года в Казахстане” - фармацевтическая компания “Ромат”.
2. “Отечественный производитель лекарственных препаратов №1 2009 года в Казахстане” - фармацевтическая компания “Ромат”.
3. “Лекарственный препарат для улучшения памяти №1 2009 года в Казахстане” - “Танакан” (IPSEN).
4. “Декоративная косметика №1 2009 года в Казахстане” - “Oriflame”.
5. “Сеть магазинов парфюмерно-косметической продукции (элит-класса) №1 2009 года в Казахстане” - Французский дом BSB.
6. “Сеть магазинов парфюмерно-косметической продукции №1 2009 года в Казахстане” - “Beautymania”.
7. “Сеть компьютерных магазинов №1 2009 года в Казахстане” - “Alser”.
8. “Оптово-розничный супермаркет №1 2009 года в Казахстане” - “Магнум”.
9. “Отечественный производитель масложировой продукции №1 2009 года в Казахстане” - “Евразиан Фудс Корпорэйшн”.
10. “Кетчуп отечественного производства №1 2009 года в Казахстане” - “3 желания. Казахстанский”.
11. “Сливочное масло №1 2009 года в Казахстане” - “3 желания. Деревенское”.
12. “Маргарин №1 2009 года в Казахстане” - “3 желания. Сливочный”.
13. “Майонез №1 2009 года в Казахстане” - “3 желания. Провансаль”.
14. “Растительное масло отечественного производства №1 2009 года в Казахстане” - “Шедевр”.
15. “Газированный напиток (отеч. пр-ва) - открытие 2009 года в Казахстане” - “Holiday”.
16. “Питьевая вода (отеч. пр-ва) №1 2009 года в Казахстане” - “Tassay”.
17. “Транспортно-экспедиторская компания №1 2009 года в Казахстане” - МЭК Транссистема.
18. “АЗС №1 2009 года в Казахстане” - “Гелиос”.
19. “Топливо №1 2009 года в Казахстане” - компании “Гелиос”.
20. “Моторное масло импортного пр-ва (элит-класса) №1 2009 года в Казахстане” - “LIQUI MOLY”.
21. “Брокерская компания №1 2009 года в Казахстане” - АО “Асыл-Инвест”.
22. “Пенсионный фонд №1 2009 года в Казахстане” - НПФ Народного банка.
23. “Отечественный производитель лекарственных препаратов №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - фармацевтическая компания “Ромат”.
24. “АЗС №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - “Гелиос”.
25. “Топливо №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - “Гелиос”.
26. “Пенсионный фонд №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - НПФ Народного банка.
27. “Производитель томатной продукции №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - “Цин-Каз”
28. “Телеканал №1 2000-2009 гг. в Казахстане” - КТК.
29. “Оператор кабельного телевидения №1” - Алма-ТВ.
30. “Общественно-политический еженедельник №1” - “Новое поколение”.
31. “Радиостанция №1” - “Европа Плюс Казахстан”.
32. “Общественно-экономический журнал №1” - “Vox Populi”.
33. Специальная премия “За поддержку общественно-значимых событий” - “Аргументы и факты”.
34. Специальная премия “За освещение проблем в социальной сфере” - “Караван”.
35. Лауреат премии “БИЗНЕС ГРАН-ПРИ” за высокое качество услуг - АО СК “Номад Иншуранс”. |