|
Алан Байтенов
Правый руль возвращается. Дело в том, что Минпромторг Российской Федерации принял решение не вводить запрет на ввоз автомобилей с правым расположением руля. Однако с недавних пор Россия - не просто наша хорошая соседка, а партнерша по новому надгосударственному образованию - Таможенному союзу. И можно предположить, что с вступлением ЕТС в полную силу такие авто появятся и в Казахстане, несмотря на нынешний запрет
Автомобили с правым расположением руля на территории СНГ наделали шума.
Казахстан в свое время уже отказался от их ввоза. На это было несколько причин. Согласно официальной версии, использование автомобилей с правым расположением руля в стране, где царит правостороннее движение, признано “неудобным” и, как следствие, опасным. По неофициальной же версии, запрет на ввоз стал результатом войны между “серыми” и “белыми” дилерами.
В России “правый руль” также не оставили без внимания. Власти несколько раз выдвигали предложения не только об ограничении ввоза, но и о полном запрете использования. Тем самым государство стремилось сохранить отечественный автопром, для которого дешевые и качественные (пусть и подержанные) иномарки - реальная угроза.
И все-таки в России автомобили с нетрадиционным расположением руля, как мы видим, не тронули. Во многом благодаря Дальнему Востоку РФ, 90 процентов населения которого не представляет себе жизни без праворульных автомобилей. Там во время акций протеста движение во Владивостоке полностью замирало, равно как и жизнь не только этого мегаполиса, но и региона в целом. В Казахстане такого не случилось, количество “иных” авто у нас в разы меньше, следовательно, владельцы не смогли взять числом. И запрет, хотя бы на ввоз, но все же был введен. Так Казахстан поставил точку в спорах о судьбе “правого руля”.
|
Ну дайте же порулить! |
В то же время, как обещают политики, Таможенный союз начнет полноценно работать с 1 июля 2011 года. То есть к этому сроку планируют отменить таможенные границы между Казахстаном, Россией и Белоруссией. Все таможенные процедуры перенесут на контуры рубежей союза. А значит, приобретя автомобиль с правым расположением руля в Японии, таможить его придется на территории России. И теоретически доставить его в Казахстан можно будет по принципу любого автомобиля, купленного за рубежом, будь он с правым или левым расположением руля. Машина, “очищенная” у соседа, автоматически получит иной статус - купленной на территории страны - участницы ЕТС.
Из этого следует, что по такой совершенно законной схеме совсем скоро можно будет приобрести праворульный автомобиль из Японии, несмотря на все запреты. Вообще, к вопросу циркуляции автомобилей в ЕТС необходимо подойти с особой тщательностью. Просто есть вероятность того, что весь автохлам, теперь уже дважды подержанный, в том числе и праворульный, хлынет к нам из России. Там, кстати, его сейчас скопилось достаточно. И если в России ограничения по ввозу авто регламентируются “пятилеткой”, то у нас только нормами Евро-2, а это авто выпуска 97-98 годов прошлого века.
Хотя вообще ситуация неоднозначна. С одной стороны, введение ЕТС не обязывает Казахстан отступаться от вопросов национальной безопасности. (Так нам некогда преподносили причины запрета автомобилей с правым расположением руля. Нашему вниманию приводили статистику и заключения экспертов, в которых говорилось о “правом руле” как о причинах резко возросшей аварийности.) С другой стороны, нет уверенности в том, что Казахстан примет дополнительное положение, регламентирующее ввоз и эксплуатацию “праворулек” при работе ЕТС, особенно если оно сегодня, по сути, невыгодно флагману грядущего союза. Согласитесь, ведь наши соседи были бы не прочь избавиться от скопившегося мусора и дать работу автопрому на своей территории. Как поведет себя Казахстан в этой ситуации?
Впрочем, разрешение на ввоз “правого руля” даже если и случится, скорее всего, не вызовет второй волны “праворульного бума”. Как известно, на территории России действует режим “пятилетки”, который ограничивает ввоз машин по году выпуска. Следовательно, автомобиль, будь он с правым или с левым расположением руля, но старше 5 лет, по дешевке не ввезешь. (И на территорию Казахстана в будущем, разумеется - тоже.) А как показывает практика и статистика японских аукционов, “правый руль” в возрасте до 5 лет стоит так же, а в некоторых случаях и дороже, чем его аналог, рассчитанный на рынок с правосторонним движением.
Следовательно, мы просто придем к тому, что предлагали еще во время волнений, связанных с запретом ввоза и эксплуатации “праворулек”. Если есть непреодолимое желание передвигаться или просто владеть практически или абсолютно новым авто с нетрадиционным расположением руля, его можно воплотить в жизнь, только для этого необходимо хорошо заплатить. То есть спустя три года после силового запрета мы подойдем к цивилизованному способу ограничения ввоза “праворульных” автомобилей. |