|
Ботагоз Сейдахметова
Таможенный союз, в который вошли Казахстан, Россия и Беларусь, официально стартует 1 января 2010 года. Однако, по мнению многих казахстанских предпринимателей, все выгоды от этого союза идут в зачет российской экономике и российским же предпринимателям. И на деле выходит, что экономическая интеграция, по сути, имеет политическую подоплеку, в результате которой получается не “союз”, а присоединение к российской экономик Казахстана и Беларуси. А иные из предпринимателей и вовсе считают этот союз поглощением нашей экономики Россией. Вывод из всего сказанного вышел грустный - казахстанских бизнесменов не из числа олигархов ждут тяжелые времена
Вот такие нерадостные мысли о будущем только зарождающегося Таможенного союза высказывали наши бизнесмены на заседании клуба Института политических решений. Впрочем, договор о создании Таможенного союза уже подписан, а после драки, как известно, кулаками не машут.
Однако участники круглого стола довольно эмоционально обсуждали тему, и каждый рисовал мрачную картину будущего для экономики Казахстана и отдельно взятого гражданина страны.
Дополнительную ложку дегтя в бочку меда добавил кандидат экономических наук, предприниматель Мухтар Тайжан. Он считает, что создание Таможенного союза - это только начало проблем, потому как за Таможенным союзом последует Валютный союз, и тогда можно будет говорить об окончательной потере суверенитета Казахстаном.
Почему выиграет Россия? Одна из причин лежит на поверхности, говорит Мухтар Тайжан: у России наиболее диверсифицирована экономика.
Что касается Беларуси, то, по мнению большинства участников заседания, она в этой союзной тройке оказалась самой проворной, потому как наиболее выгодно использовала почти 20 лет независимости. Во-первых, правильно тратила сэкономленные на дешевизне российского топлива деньги. Напомню, что льготный режим на поставку российской нефти и нефтепродуктов был введен еще пять лет назад. Это позволило белорусам продавать российскую нефть в Европу по европейской цене, а разницу с покупки и продажи оставлять себе. Во-вторых, Беларусь производит все сама - от карандаша и гайки до тракторов и мебели.
Что же касается Казахстана, то единственный плюс можно проиллюстрировать казахской пословицей, которая гласит, что “подготовка к празднику интереснее самого праздника”. То есть гармонизация наших законов, налогов, тарифов и прочего под нормы Таможенного союза, в составе которого нам затем вступать в ВТО, - это работа на долгосрочную перспективу. А пока наш малый и средний бизнес ждут тяжелые времена.
Неутешительный прогноз составили также участники экспертного опроса по оценке ожиданий по вхождению Казахстана в Таможенный союз, который провел ИПР. Это собственники бизнесов, топ-менеджеры, инвесторы, банковские работники, консультанты, аналитики, экономисты и государственные служащие. Всего 45 человек. В опросе приняли участие финансисты (их около 25 процентов), ученые (25 процентов), госчиновники (7 процентов), нефтяники (4,4 процента), транспортники (4,4 процента), аграрники (2,2 процента), строители (2,2 процента) и прочие.
Высоко оценили значение создания Таможенного союза представители финансового, строительного, научно-аналитического секторов. По десятибалльной системе представители нефтяного сектора оценили создание союза всего на 3 балла.
Между тем представители строительного сектора надеются, что Таможенный союз дает шанс на создание совместных предприятий с российскими и белорусскими предприятиями.
Говоря о конкуренции, практически все пришли к выводу, что казахстанским предприятиям будет сложно конкурировать с российскими и белорусскими в области новых технологий и технических ресурсов. Действительно, казахстанские предприниматели меньше используют достижения науки.
Вот только один пример. Текстильный кластер, в развитие которого наше государство вложило немало средств, до сих пор не развит по тривиальной причине. А именно: суперсовременные компьютерные системы на многих предприятиях используют как печатную машинку, в то время как такой компьютер задает сложную программу набора рисунка, цвета и размера. Говорят, не хватает специалистов.
Модератор заседания Ерлан Смайлов подтверждает мою мысль. “Казахстанские компании по многим элементам проигрывают российским и белорусским. Бизнес незрел. Что мешало нашему бизнесу обогатиться в “тучные” годы?” - говорит он.
Между тем, по итогам экспертного опроса, специалисты Института политических решений составили список рекомендаций казахстанских экспертов, которые предлагают следующее:
- сделать налоговое законодательство более либеральным,
- нарастить и использовать транзитный потенциал Казахстана,
- предусмотреть переходный период вступления в Таможенный союз,
- предусмотреть особые условия для других стран,
- создать рабочую группу по контролю за изменением законодательства,
- отодвинуть время вступления в Таможенный союз,
- повысить конкурентоспособность отечественной продукции и экономики в целом,
- повысить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства,
- смягчить законодательство для развития бизнеса,
- диверсифицировать экономику,
- усилить экспортную ориентированность экономики,
- вступить в ВТО на своих условиях.
Прислушаются ли к этим рекомендациям в правительстве или Министерстве экономики? Сами эксперты в этом сильно сомневаются, говоря о том, что с самого начала решение о союзе носило не экономический, а политический характер. Впрочем, время покажет, кто прав - оптимисты из государственных учреждений или скептики от бизнеса. |