|
Юлиана Жихорь
Через неделю главы трех государств - Казахстана, России и Белоруссии - поставят окончательную точку в вопросе создания Таможенного союза - подпишут Единый таможенный тариф. И уже с нового года три страны начнут торговать по новым правилам и новым ценам. И, как осторожно намекают в Кабмине, что для производящего бизнеса будет хорошо, то потребителям грозит “некоторым повышением внутренних цен”
“Я считаю, что инфляционные ожидания значительно завышены”, - заявил на днях министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, выступая на заседании правительства, посвященном грядущему Таможенному союзу. По его словам, удорожание импорта “лишь незначительно отразится на уровне инфляции”. “Примерно он повысится только на 0,5-0,7 процентных пункта”, - спрогнозировал главный экономист страны. (При введении Единого таможенного тарифа, считают в правительстве, импорт вырастет в цене в среднем на 2 процента.) Добавив, что “если мы добьемся снижения доли импортных продуктов, заменяя их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован”.
По мнению правительства, это обязательно произойдет. Ведь, как было сказано, в результате унификации с партнерами таможенных тарифов установятся более высокие тарифы по товарам из третьих стран. “Это будет способствовать сокращению импорта оттуда. Что, в свою очередь, даст шанс казахстанским товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран (в частности, из Китая) в силу трудности казахстанских товаров конкурировать с ними по цене”.
Понятно, что для этого казахстанским товарам потребуется улучшить качество и конкурентоспособность собственной продукции, в том числе путем обновления и модернизации производства.
|
На двадцать восемь комнаток... |
Но пока суд да дело, то есть раскачка местных производителей на мировые стандарты качества, государственные органы должны будут поставить заслон на пути контрабанды из того же Китая. “Потенциально нелегальный товарооборот из Китая в Киргизию, а потом из Киргизии в Казахстан будет очень большой, - еще один правительственный прогноз озвучил уже лично премьер-министр, - поскольку ставки таможенных тарифов и таможенных пошлин там (в Киргизии. -
“НП”) в отличие от участниц Таможенного союза будут отличаться в разы”. Естественно, что Карим Масимов тут же дал поручение “внимательно следить”.
Переговоры по формированию Единого таможенного тарифа уже завершены. Как сообщила главный переговорщик с казахстанской стороны - вице-министр Мининдустрии Жанар Айтжанова, “среднеарифметическое значение Единого таможенного тарифа Таможенного союза составит 10,6 процента, в том числе по промышленным товарам 8,5 процента и по сельскохозяйственным товарам 16,7 процента”. По ряду товаров для Казахстана предусмотрен переходный период.
Еще один инструмент, которым Казахстан сможет воспользоваться в “единоличных целях” - введение так называемого “целевого импорта”, который планируется осуществлять в рамках Закона “Об инвестициях”. Освобождению от таможенного налогообложения подлежат технологическое оборудование, комплектующие, сырье для производства и другие средства производства. Возможно, самолеты, седельные тягачи.
“Под данный режим, - сообщила Айтжанова, - подпадает технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье, ввозимые для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, включенного правительством государства - члена Таможенного союза в соответствующий перечень, будут освобождаться от обложения импортными пошлинами”.
Единственная нынешняя загвоздка Таможенного союза - его законодательная основа. Как обещает Минфин, проект нового Таможенного кодекса единого Таможенного союза будет внесен в парламент в январе будущего года и должен быть ратифицирован до 1 июля. Кроме того, до этой даты Казахстан “должен привести в соответствие с Таможенным кодексом свое внутреннее законодательство”.
В общем, проблем много, вопросов еще больше.
Но в правительстве не теряют оптимизма. И, оглядываясь на возможную инфляцию, напоминают, что грядущие поступления в бюджет переубедят даже самых рьяных пессимистов. Расчеты экономистов, произведенные на базе 2008 года, показывают, что поступления импортной таможенной пошлины за 2008 год в перерасчете на ЕТТ составили бы более 200 миллиардов тенге против 94,4 миллиарда фактически поступивших. В связи с чем в проекте бюджета на 2011-2012 годы дополнительно к рассчитанным поступлениям по ныне действующим тарифам заложено по 40 миллиардов от будущего ЕТТ (с расчетом, что кризис еще будет продолжаться).
Астана |