Юлиана Жихорь
Много лет назад, когда в недрах правительства только созрела идея отказаться от бумажного документооборота, заменив его виртуальным, населению усиленно рисовалось радужное будущее, когда общение с чиновниками сойдет на “нет”. Единственное, что тогда требовалось от граждан - иметь доступ к компьютеру с Интернетом. В процессе внедрения е-“светлого будущего” выяснилось, что нарисовать на бумаге гораздо проще
На днях в парламенте Агентство по информатизации и связи презентовало поправки в некоторые законодательные акты по вопросам развития “электронного” правительства. В очередной раз было заявлено, что целью документа является “расширение возможностей для предоставления электронных государственных услуг для граждан и бизнеса. Он основан на 4 принципах: это повышение качества и эффективности процедур госуправления, доступ к получению госуслуг для граждан и бизнеса, обеспечение прозрачности деятельности госорганов, исключение дублирования обработки информации госорганами”. В общем, с момента провозглашения пути в е-gov мало что изменилось. Хотя...
Как сообщил глава АИС Куанышбек Есекеев, “в принципе, на сегодня можно констатировать, что у нас есть все базы данных по адресным регистрам, по юридическим, физическим лицам, регистр недвижимости, есть система электронного документооборота, есть система электронных госзакупок, электронная цифровая подпись”.
Последняя - ключевое звено во всей системе доступа простых граждан к возможности безчиновничьего общения с властями. То есть для получения справки, допустим, о наличии у гражданина имущества, этот гражданин должен иметь так называемый индивидуальный ключ - цифровую подпись.
Однако таковых за все годы внедрения электронного правительства выдано лишь порядка 40 тысяч. (В том числе и всем парламентариям, членам Кабмина и другим высокопоставленным чиновникам. Итого “в народ” хорошо, если половина ушла.)
Именно это и стало точкой преткновения разработчиков очередного “улучшительного” закона и депутатов мажилиса. Куанышбек Есекеев четко дал понять, что без этой подписи система “лицом” к народу не повернется: “Проблема заключается в том, что я не должен получить чужую справку. Я должен четко идентифицироваться в Сети, что я (глава АИС привел в пример себя. -
“НП”) получаю данную справку”.
Депутаты вроде бы согласились. Но... “Самое страшное - это когда философы и теоретики приходят к управлению государством. На мой взгляд, сегодня мы говорим о каких-то космических далях”, - как всегда блеснул интеллектом Владимир Нехорошев. И заявил, что в особенностях казахстанского интернет-пространства ни одна подпись не поможет: “У нас здесь (в парламенте. -
“НП”) компьютеры не работают, висят. Мы говорим о чем-то таком неземном. Вы пытаетесь нас в другое государство перенести, а мы в Казахстане все. У нас не во всех школах Интернет”. И это при том, что денег на внедрение “внеземного” потратили уже немало (На это Есекеев, правда, пытался возразить, мол, немного совсем - всего 20 миллиардов, на что получил отповедь - что эта сумма только по его ведомству.)
К тому же, считают депутаты, уровень компьютерной грамотности у нас ниже плинтуса. На что получил гордый ответ АИС - треть населения умеет включать компьютер.
Что касается злополучной темы внедрения широкополосного Интернета, то все пользователи “Мегалайн” и пользователи Сети через сотовые телефоны и так “сидят” на “широкополоске”. Правда, пока в Казахстане внедряли эту систему, она заметно устарела.
Но, как в очередной раз пообещал АИС, как только парламент рассмотрит и одобрит поправки по вопросам “электронного” правительства, в стране должен наступить долгожданный “компьютерный рай”.
Астана |