|
Алан Байтенов
3G в Казахстане уже почти 4 года... пытаются развернуть. Мистика какая-то: либо частот не хватает, либо власти вдруг забывают об обидном цифровом неравенстве. Причем все это время попытки введения 3G сопровождались красивыми спичами, которые, кстати, несмотря на звучавшие в них конкретные сроки начала работы связи третьего поколения, ни к чему конкретному не приводили. Теперь же, судя по всему, подоспела очередь высказаться на эту тему премьер-министру. Что он на прошлой неделе и сделал. Итак, по его версии, крайний срок введения 3G в Казахстане - конец 2009 года
Как оказалось, вопрос о выделении частот для работы 3G до сих пор не решен с Министерством обороны. Это стало ясно из сообщения Карима Масимова, которое он сделал на IV международной конференции “Инициативы электронного правительства”. Также глава правительства заявил, что 3G обязано появится в Казахстане максимум до конца этого года. Тем самым, мы опять услышали сроки введения связи третьего поколения, но теперь уже со второй (формально - четвертой) трибуны в государстве. Одно ясно, что если и сейчас 3G в Казахстане не пробьется, то путь ему будет заказан навсегда. (Ну или за дело должен взяться лично президент.)
Забавно, но ситуация повторяется с завидной идентичностью. Так, например, в начале этого года представителями АИС было сказано, что, мол, в марте или максимум в апреле сеть 3G будет работать хоть и не по всему Казахстану, но как минимум в крупнейших его центрах. Тогда, кстати, также сообщалось о том, что переговоры с Министерством обороны по передаче частот, на которых работает связь ПВО, уже на последней стадии. Теперь же мы узнаем, что работа по этому вопросу до сих пор ведется. В то же время Министерство обороны официально заявляло о проблеме конверсии военных частот. Однако в сопредельном государстве, например, в России, системы ПВО работают примерно по той же схеме. Но соседи все же изыскали возможность справиться с этой проблемой. Причем проблема была намного шире территориально. Хотелось бы знать, чем все это время, даже не в течение почти 4 лет, а хотя бы с начала года, занимались исполнители введения проекта 3G, что сроки опять провалились.
Между тем о 3G можно было бы благополучно забыть, если бы не рекламные проекты операторов сотовых компаний, которые время от времени подогревают нас блестящими возможностями сотовой связи третьего поколения (взять, например, Интернет со скоростью до 3,5 Мбит/с и возможностью передавать видео в режиме реального времени).
|
Лучше последние дни старых технологий, чем первые новых... |
Операторы связи чуть ли не каждый день кричат о своей готовности запустить новый для нас стандарт. Доходит даже до того, что операторы сотовой связи строят своеобразные “островки” современных технологий, где каждый, хоть и в ограниченном пространстве (как правило, павильоне), может прикоснуться к современным технологиям.
Однако 3G устаревает. Как показывают исследования, для многих одно из самых главных достоинств связи третьего поколения - “видеозвонок” - является, наоборот, неудобным и даже нежелательным бонусом к возможности использовать беспроводной широкополосный Интернет. Но стационарно высоких скоростей доступа добиться сегодня можно и другими способами, например, используя WIMAX, оптику или спутниковый Интернет. Что же касается мобильности, то, по словам специалистов, у 3G с этим есть некоторые проблемы. Так, например, если принимающий модем движется на высокой скорости, существенно падает скорость его приема.
Но, несмотря на все это, кто-то все же тянет связь третьего поколения буквально за уши. Чисто теоретически это можно объяснить так: сотовый оператор закупил технику и уже пару лет сидит на “рубильнике” в ожидании лицензий на работу. Деньги истрачены, и поэтому 3G просто обязан хоть какое-то время поработать, чтобы “отбиться”. Да и потом, лицензия на использование 3G стоит приличных денег. Обладатель такого разрешения определится с помощью тендера, и какова будет стоимость лицензии, сегодня неизвестно. Однако, как с нами поделились эксперты, разрешение на использование 2,5G (в районе 1800 MHz) стоило примерно 200 миллионов долларов.
Если не брать за причину имидж, цифровое неравенство и возможность заработать, государству, по сути, абсолютно все равно, будет ли на территории Казахстана 3G или нет. “Электронное правительство” работает и так. Скорости, там где надо, идеальны, и достигаются они за счет других средств, описанных выше. Да и потом, самая большая проблема 3G - в частотах, которые он использует. Из-за длины своей волны, стандарту, например WCDMA 2100 MHz, сложно работать в закрытых зданиях, особенно где есть железобетонные конструкции.
Очевидно, то есть, что в связи третьего поколения заинтересованы, главным образом, только сами сотовые операторы. Но парадоксальным образом и в отодвигании сроков введения связи третьего поколения повинны они же. Вполне возможно, что полугосударственные сотовые операторы сильно опасаются конкуренции, несмотря на все заверения хоть завтра запустить сеть. Ведь с приходом 3G картина на рынке может измениться. Например, в Казахстан зайдут новые зарубежные игроки, которые на этих технологиях уже не одну собаку съели. Особенно, наверное, опасаются того, что придет более крупный оператор, способный на продолжительный демпинг. Тогда проценты сытной доли рынка в момент испарятся.
В общем, ситуация с 3G напоминает строительство дорог. Для каких-то стран это приоритет, для кого-то роскошь, а для кого-то возможность неплохо заработать. |