В состоянии дружбы
Известно, что срок пребывания иностранных граждан в Казахстане без регистрации не превышает пяти суток. Российская Федерация вообще ограничивает этот срок тремя сутками. Без оговорок, исключений и особого режима посещения для какой бы то ни было страны. “Белого списка”, как это некоторое время назад - хотя бы в курортную пору - делалось в Кыргызстане, не существует. Республика же Кыргызстан, напомню, нашла возможным, целесообразным, полезным и просто достойным увеличить сроки пребывания без регистрации гражданам всего двух стран - Казахстана и России - до 60 суток!
Принципы “запрещать” и “не пущать” имеют куда более сильное значение. Так было. Так есть с момента появления между странами-соседками, Казахстаном и Россией, чьи взаимное стремление, общие интересы, исторические пути и прочий взаимный респект скреплены Договором о вечной дружбе! Так продолжается уже и под все отчетливо звучащий, но все еще неразборчивый гомон о Таможенном союзе. Ничего не меняется и после громких возмущений лидеров Казахстана и России, прозвучавших в ходе сентябрьского форума по приграничному сотрудничеству. Уместно даже привести здесь эти исторические заявления.
Нурсултан Назарбаев сказал, что Казахстан со всеми другими странами имеет срок пребывания без регистрации от 30 до 90 дней. “Почему мы не решим этот вопрос: хотя бы до 30 дней свободного пребывания нашими гражданами?” - задал резонный вопрос казахстанский президент. На что президент РФ тут же достаточно эмоционально отреагировал, пообещав дать соответствующее поручение Министерству иностранных дел: “Ситуация странная, если не сказать унизительная. Те, кто хочет проехать с преступными целями, с легкостью это делает. И те, кто работает или приезжает с плохими целями. А законопослушные граждане вынуждены доказывать, что они являются таковыми”.
Граждане по обе стороны границы обсудили услышанное, но оптимизма, скорее всего, не разделили. Ведь известно: таможенники и пограничники не сдадутся. Для них этот порядок вещей - единственно приемлемый. Он обеспечивает им жизненную потребность в постоянном получении дензнаков. Примерно на тех же грядках пасутся миграционные полицейские, просто полицейские и милиционеры, которые наметанным глазом вычленяют в толпе приезжих и “берут свое”, если обнаруживают превышение сроков пребывания. Для нарушения достаточно, чтобы наступили следующие за легальным сроком сутки. Но много ли известно административных наказаний, взысканий, штрафов за такого рода нарушения? В реальности “фишка” с регистрацией работает только на карман вымогателей в погонах.
Мои протестные настроения не так велики, чтобы не уважать возведенных в свое время незыблемых государственных рубежей. Даже если они прошли по единому когда-то территориальному пространству. По обе стороны от этой теперь уже не просто воображаемой линии на карте остались родственники, друзья, знакомые.
Часть связей прервалась именно потому, что у кого-то появился страх перед пересечением границ. Не будь этих препятствий - по сей день бы ездили. А теперь - граница, таможня, досмотр багажа, неудобные вопросы, заполнение бумаг. И в каждом этапе есть что-то если уж не абсолютно унизительное, то просто обидное. Такова уж особенность процедуры, которая априори ставит проверяемого в положение подозреваемого.
Мне приходится достаточно часто находиться по обе стороны границы. И часто я нахожусь именно среди тех, кто становится нарушителем. Речь идет, например, о спортсменах и любителях различных соседских “покатушек”, будь то джипы или скоростные спортивные машины. Казахстанские спортсмены пересекают границу России и отправляются к месту проведения соревнований, которые чаще всего расположены далеко от населенных пунктов. Встают лагерем-гаражом и начинают готовиться к “покатушкам”. Досуг ли им тратить хотя бы сутки из отведенных Россией трех на получение регистрации? Время дороже, а ставки определены. Так и едут, зная, сколько и в этот раз “отстегнут” гражданину начальнику.
Изменения в правилах пребывания граждан России и Казахстана друг у друга в гостях нуждаются в скорейшем пересмотре не только потому, что они отсекут очередную коррупционную схему по обе стороны границы. Взаимное уважение не может носить только декларативного характера. Оно должно подтверждаться действиями. |