|
Анна Шелепова
В рамках антиалкогольной акции “НП” мы расспросили Владимира Пильского, врача-нарколога алматинского наркоцентра, о проблеме алкоголизации общества и попытались выяснить - может ли человек самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости
- Владимир Ильич, как происходит процесс деградации?
- Человек теряет работу, семью, а потом с ним уже практически бесполезно разговаривать. Ценностей нет, продолжает пить, опускается, деградирует.
Пока у человека есть стимул, его можно лечить. В основном под страхом потери работы или под нажимом семьи, которая может вызвать критику у этого человека - когда ему говорят, что он болен и это мешает и жить, и работать. Тогда человек сам понимает и обращается к врачам.
Таких мы называем сохранными - когда деградация еще не на последнем этапе. В основном, это люди в активном возрасте от 30 до 40 лет. В чем-то это люди состоявшиеся, и потому им есть, что терять. У кого-то есть хорошая специальность, профессия, семья... Они стараются анонимно обращаться, чтобы на учете не стоять. Чаще кодируются. А к нам попадают уже совсем опустившиеся - кого с утра возле магазинов собрали... У таких нет семьи, они живут, чтобы пить, и для них это абсолютно нормально.
- Насколько актуально пьянство для Алматы?
- Проблема взаимосвязана с наркоманами. Многие наркоманы впоследствии становятся алкоголиками. В силу того, что на наркотики денег нет или отсидел пару сроков, считает, что алкоголь дешевле и за него не посадят. Но хрен редьки не слаще. Из одной ямы вылез, в другую залез. А вообще в Алматы 56454 человека стоят на учете. Снижение цифр примерно на тысячу в сравнении с прошлым годом произошло и в отношении тех, кто пьет, и тех, кто употребляет наркотики. Однако большая часть не вылечилась, а просто умерла - спилась...
- Как к вам можно устроить алкоголика?
- Мы сами поставить на учет не можем. К нам должны направить или из лечебных организаций, или из органов. Родственник должен написать заявление участковому, где пояснит, что его, к примеру, брат выпивает. Либо сам участковый видит, что кто-то в его районе постоянно дебоширит, тогда он сам может забрать. При этом человек не обязательно может быть алкоголиком. Может, он дебоширит потому, что у него такая форма опьянения. Для того чтобы разобраться, и нужен врач-нарколог. Все зависит от особенностей характера человека.
Когда человек употребляет алкоголь, все основные черты характера выходят на поверхность. Если человек по жизни агрессивный, то когда выпьет, становится еще более агрессивным. В любом случае после принятия любого психоактивного вещества черты характера выходят на первый план.
- За какое время можно спиться?
- Молодые спиваются быстрее. Образованные люди, находящиеся на высокой социальной ступеньке, стараются себя контролировать, боятся потерять работу. В определенных слоях общества есть культура пития.
Раньше во всех организациях была программа в отношении выпивающих лиц и прогульщиков. Таких людей штрафовали и увольняли по статье за прогулы. За предприятиями были закреплены наркологи. Выезжали, проверяли, писали характеристики, брали на учет. Следили и старались с ними что-то делать. Теперь такая деятельность идет вразрез с законом. Хотя из некоторых солидных компаний к нам присылают соискателей работы за справками, что они не стоят на учете.
- Что такое пивной алкоголизм?
- Вовлечение в процесс алкоголизации идет наращиванием доз - сначала сто граммов водки, потом двести. Так же и пиво. Сначала стакана хватило, потом трех бутылок мало. Опасность в том, что человек все равно перейдет на крепкие напитки.
Пиво и алкоголь в целом на первых порах дают хорошее самочувствие. Но алкоголизм имеет разные стадии, и через некоторое время начинается регресс. Погибают клетки, в том числе страдают и половые железы, у мужчин начинаются проблемы с потенцией.
- Каковы причины алкоголизма?
- Причины наркомании и алкоголизма одинаковы. Сначала чей-то пример. Затем человек сам попробовал, потом втянулся. Если он привязан к компании, привычки закрепляются стереотипом, то есть человек не пойдет, к примеру, в театр, а пойдет в свою компанию, а там без алкоголя нельзя... Рано или поздно он начинает чувствовать недомогание по утрам. Снимает сначала чаем, большим количеством воды, потом рассолами. Затем все это становится неэффективным. Наутро пиво попробовал, а тут уже и вторая стадия алкоголизма!
- А всего их сколько?
- При Союзе алкоголизм стал условно разделяться на стадии. Первая - пью и контролирую. В этой стадии нарастает количественное употребление алкоголя, растет толерантность, хочется больше. Но пока еще сохраняется ситуационный и количественный контроль.
Вторая - теряется контроль. Устанавливается высокая доза потребления спиртного. Человек хвастается, что он пьет и не пьянеет, но на этом фоне начинает выкидывать фокусы. Наутро - плохое самочувствие, дрожь, общее недомогание, провалы в памяти.
- Неужели это не пугает человека?
- Многие этим хвастаются! А о том, что это проблема с мозгом - объяснить крайне трудно. Третья стадия - толерантности уже нет, человек пьет малыми дозами, но постоянно в течение дня. Такие люди пьют не для эйфории, а для комфортного состояния. Они чаще всего бывают “надомниками”. Выпил - час потрудился, потом опять рюмочку. На этом фоне начинаются соматические и психические осложнения, сердечные боли, судорожные припадки, которые часто путают с эпилепсией, и состояние, названное в народе “белой горячкой”.
- Что же делать?
- Главное - объяснить человеку, на какой стадии он находится и что с ним дальше произойдет.
- Когда пора кодироваться и может ли человек самостоятельно перестать пить или научиться себя контролировать?
- Все зависит от длительности запоя. Чем он короче, тем сохраннее человек. Если критика у него есть, то за него можно бороться, если интеллектуальное снижение произошло, то бесполезно. Ему что говори, что ни говори - он тебе благостно улыбается. В одно ухо влетает, в другое - вылетает.
Контролировать себя человек теоретически может, а практически - нет.
Если человек допился до какой-либо стадии, отмена алкоголя должна быть полной. Один в 20 лет свое отпил, другой до старости пьет. Пора бросать, пока человек это понимает.
А завтра может быть уже поздно.
- Алкоголизм - это привычка или болезнь?
- Это привычка, которая переходит в болезнь. Хронический алкоголизм обратного отсчета не имеет. На какой стадии человек остановился, та и будет с ним всегда. Допился до запоя - 10 лет не пьет, выпил - будут опять запои. Допился до судорожных припадков - 20 лет не пей, выпил - будут судорожные припадки. Были психозы - сколько бы лет ни прошло, последующий запой будет сопровождаться психозами.
Лечить мы обязаны всех. Но вопрос в результате. Рот-то не зашьешь!
- Зато можно зашить так называемую “торпеду”...
- Можно лечить только психотерапией, а можно вводить препараты.
“Подшивка” является несовместимым препаратом с алкоголем. Человек выпивает, на этом фоне начинается покраснение кожи, сердечные приступы, которые могут привести к смерти... Поэтому условием к этому методу должно быть желание человека бросить пить.
Врач не может решить за пациента. Хочешь - мы поможем. Желание - это уже 50 процентов успеха. Чем больше впоследствии человек держится без алкоголя, тем больше уменьшается актуализация желания. Он справляется, но поддержка семьи имеет большое значение.
- Как в глобальном смысле должна вестись антиалкогольная кампания в стране?
- У нас есть социально значимые заболевания, как онкозаболевания, СПИД, наркомания, алкоголизм в том числе. На уровне всех акиматов есть комиссии. Они занимаются профилактикой, читают лекции, принимаются и крутые решения - открываются дома для бомжей, где их обследуют на ВИЧ. Такой приют появился в Турксибском районе. В таких организациях лечить сложно - люди мигрируют, и, по сути, их деятельность сводится к тому, чтобы накормить и предоставить ночлег.
Не хочу касаться политических вопросов и говорить за правительство, но в России сейчас реанимируют систему ЛТП. Вопрос находится в Думе на рассмотрении.
Алкоголиков будут не только лечить, но и давать специальность, работу. Человек не просто будет находиться в изоляции, он будет зарабатывать деньги и выходить с полученными специальностями.
А пока одну систему отменили, другую не ввели, но закрыли вытрезвители. Все началось с того, что вытрезвители перевели на хозрасчетное отделение и начали ловить тех, кто хорошо одет и может оплатить, а не тех, кто в арыках лежит... Желательно бы нам посмотреть на опыт России, возможно, и мы найдем для себя что-то полезное. |