Ярослава Науменко
Скандал вокруг иска нефтегазовой британской компании BG Group к правительству Казахстана на полтора миллиарда долларов может стать лишь началом в череде крупных международных разбирательств с иностранными инвесторами
Арбитраж BG - это только “цветочки”, говорят юристы, работающие в сфере недропользования. На самом деле речь идет об иске от имени всего консорциума (в мировой практике претензия готовится от имени всех акционеров, а не какой-то одной компании). В случае с Karachaganak Petroleum Operating помимо BG Group это итальянская Eni, американская Chevron и российский “Лукойл”. Разрабатывающий Карачаганакское месторождение консорциум считает, что Казахстан нарушает соглашение о разделе продукции, которое отменило введение экспортной пошлины на нефть.
В девяностые наша страна привлекла зарубежных инвесторов выгодными условиями и гарантиями защищенности инвестиций. К нам стали присматриваться, приводить в нашу страну свои деньги. Благодаря вливаниям средств крупных инвесторов мы встали на ноги, начали заново выстраивать промышленность. И вдруг чиновники изменили свою позицию, начав то вводить экспортные пошлины, то пересматривать в одностороннем порядке контракты.
Первыми возмутились крупные американские компании: есть ряд международных соглашений, которые Казахстан подписывал, и по ним ранее заключенные договоры должны продолжать действовать вне зависимости от нового закона. После этого, как заявляют представители инвесторов, в офисах недовольных соответствующие органы начали проверки.
В мае прошлого года, в самый разгар кризиса, Казахстан установил пошлину на вывоз нефти в 109 долларов за тонну. Вероятно, чиновники испугались жесткого дефицита бюджета и решили перестраховаться, но эта идея оказалась не самой лучшей.
В сентябре снова повысили пошлину - до 209 долларов.
Снизили ее до нуля (но не отменили полностью!) лишь в январе, так как возникла реальная угроза прекращения экспорта нефти. А ведь наш бюджет более чем на 60 процентов зависит от “налогово-нефтяных” поступлений. При тогдашней цене барреля 40 долларов (280 за тонну) импортеры вынуждены были бы почти все деньги от продажи отдавать в виде пошлины. Им проще было бы остановить добычу до лучших времен.
Однако несмотря на отмену пошлины, с BG в принудительном порядке было взыскано более 700 миллионов долларов в виде экспортной таможенной пошлины на сырую нефть.
В иске компании правительству также оспариваются штрафы на 200 миллионов долларов, требуется возврат 300 миллионов долларов налога на добавленную стоимость. Деньги для компании немалые, осенью 2008 года из-за кризиса BG и так пришлось приостановить проект расширения Карачаганака.
“Они (иностранные инвесторы. -
Ред.) хотят получить возмещение на все вложенные в развитие инвестиции, из-за этого и начался спор, - отметил вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов. - Но я думаю, что дело до суда не дойдет, потом по-братски договоримся”. Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев тоже надеется на досудебное урегулирование: “Я думаю, будет переговорный период, в результате которого мы, надеюсь, придем к какому-нибудь соглашению”.
По некоторым данным, может оспорить решение суда о взыскании 1,5 миллиарда тенге и Торговый дом “Петро Казахстан”. Ранее нарушения “в сфере производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и правил оформления сопроводительных накладных” здесь выявил Налоговый комитет.
Впрочем, пока кроме BG открыто никто из иностранных бизнесменов не выступает, но, по словам юристов, на рассмотрении в судах находится немало дел, связанных с защитой инвесторами своих прав.
Дэниэл Понеман, заместитель министра энергетики США, в рамках нефтегазовой выставки KIOGE побывавший в Казахстане, назвал цифру в 40 миллиардов долларов. Это объем американских инвестиций в республику.
Хотя на встрече с прессой Понеман был предельно дипломатичен и не упоминал ни о каких конфликтах интересов. Однако он подчеркнул, что основа инвестиционного благополучия страны - ее открытые, прозрачные рынки и неприкосновенность контрактов. “Мы сейчас внимательно рассматриваем возможность новых инвестиций в газовые ресурсы”, - сказал он.
Тем не менее Казахстану нужно помнить, что язык выступлений официальных лиц часто отличается от того, что думают стороны на самом деле. И хотя советник президента
Нурлан Балгимбаев на Казахстанской энергетической неделе в Астане успокаивал журналистов, настаивая, что судебный иск BG “нельзя рассматривать как повод ухода компании из проектов”, стоит задуматься, так ли это на самом деле. |