|
Аягул Садуакас
В феврале 2009 года на заседании госкомиссии по памятникам и монументам под председательством министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухаммеда утвержден представленный инициативной группой эскиз монумента Кулагеру. После этого началась патриотическая акция по возведению монумента вблизи города Астаны великому тулпару степей, скакуну №1 - Кулагеру. Создан республиканский штаб по строительству его памятника. Автором и инициатором акции является известный конник страны, президент Федерации национальных видов конного спорта, шеф-редактор журнала “Казанат”, академик Садыбек Тугел
- Ваши начинания по восстановлению справедливости в отношении памяти о прославленном Кулагере нашли многочисленные отклики. Нам известно, что эпос Ильяса Джансугурова о знаменитом тулпаре в свое время был спасен во времена репрессий в единственном экземпляре одним из наших коллег-журналистов, сегодня - уже в новом веке, в новом времени - Вы восстанавливаете справедливость, воздвигая памятник. Что подвигло Вас на это?
- Возвращение в нашу жизнь победоносного Кулагера, как знамени народа, идущего вперед, играет большую воспитательную роль для нынешней молодежи, подрастающего поколения. Это тулпар, который был в истории казахского народа и остался легендой в эпосах, в казахской литературе и в народной молве непобедимым: тем, что пронесся, словно на крыльях, через сакские, тюркские, дешт-и-кыпчакские и казахские степи, что нес в своих генах кровь одной из лучших казахских пород - казанат. Не случайно мы назвали свой журнал “Казанат”. В этом есть смысл возрождения лучших традиций национальной культуры казахов.
С другой стороны, возведение памятника Кулагеру является символом торжества добра над злом. Так уж получилось, что большой любитель конного спорта, обожатель лошади как одного из особенных животных среди других, директор совхоза “Егиншилинский”, где на окраине гордо возвышался трехметровый медный Кулагер, Андрей Андреевич Риммер был инициатором воздвижения памятника Кулагеру - героическому тулпару, воспетому в эпосе Ильяса Джансугурова и являющемуся национальной гордостью казахов. А вот вандалы, которые, я так думаю, тоже жили и, может быть, живут в нашей стране, бессовестным образом выкрали памятник, причем организованной группой, так как трехметровую медную махину нужно было еще как-то сдвинуть с места (здесь без крана не обойтись). Это дело хранится в архиве районного РОВД. Сегодня, по прошествии 12 лет, воры все еще не найдены, а место, где стоял памятник, пустует.
Узнав об этом, я принял твердое решение воздвигнуть новый памятник. Слава богу, мое начинание получило понимание и поддержку в среде интеллигенции города, среди аксакалов. Обрадовались ребята-конники, так как у нас в Ассоциации национальных видов спорта давно планировали провести байгу на 60-70 километров для испытания духа наших подготовленных лошадей, как раньше проводили наши предки аламан-байгу от аула до аула. Но ребята сказали: “Сначала нужно восстановить памятник, наш символ”. Мы организовывали на 200-летие Махамбета, на 2000-летие Тараза и еще много раз скачки, и участники всегда высказывали такое мнение: “О чем может идти речь, когда уничтожена память Кулагеру?”.
Скульптор Султан Иляев в течение полугода работал над проектом памятника Кулагеру, который должен стать лучшим скульптурным изваянием лошади, не просто лошади, а легендарного скакуна, равных которому не было.
- Расскажите, что за порода казанат, и каков ныне генофонд лошадей в Казахстане, как развивается коневодство в целом?
- Представьте себе скакуна Кулагера Ахана-серi конца позапрошлого - начала прошлого века, ставшего гордостью всего казахского народа. Это, несомненно, один из поздних потомков казаната. Казанат в переводе с тюркского означает “победоносный конь, конь-рыцарь”. Вспомните Кубаса и Кокдауыла Ер Кабанбая, которые в походах и боях могли по сорок дней и более без смены носить батыра? А Тайбурыл - герой казахского эпоса, хозяином которого был Кобланды из рода каракыпчаков, являющийся выдающейся исторической личностью?
Останки высокопородного жеребца, найденные археологом Зейноллой Самашевым в Берельском кургане, возможно, являются свидетельством того, что тот являлся родоначальником славных степных лошадей, которые время от времени в течение двух-трех тысячелетий рождали тулпаров типа казаната. Это особая лошадь, рожденная в табуне из тысяч голов. Говорят же у нас:
“Жiгiтте де жiгiт бар, азаматы бiр болек.
Жылкыда да жылкы бар, казанаты бiр болек”
Генофонд, как бы то ни было, живет во многих нынешних степных породах, в том числе в адаевской, костанайской, джабе и других. Я надеюсь, что в определенных условиях эта первооснова просто не может не проявить себя. И мы должны выводить вот эту породу. Мы в какое-то время упустили из виду селекционную работу, порода была на грани исчезновения. Сказалось то, что мы 250 лет были колонией царской империи, 70 лет существовали при Союзе.
Возьмем хотя бы один пример Филиппа Голощекина. Одним только его приказом было истреблено 4 миллиона 640 тысяч лошадей. Тому есть письменные свидетельства - телеграммы Ф. Голощекина, адресованные “вождю народа”, содержащие обоснования к уничтожению поголовья скота степного народа. А ведь в свое время многотысячные табуны лошадей гнал степной казах при перекочевке. Во времена Тохтамыс хана было около 20 миллионов лошадей. В официальной документации сохранилась перепись 1916 года, проведенная еще при царской России, где в графе “численность” именно по поголовью лошадей казахских степей указывалось 5 миллионов 640 тысяч голов. Сейчас у нас всего миллион 300 тысяч лошадей. Во времена Хрущева начали выводить еще две породы, но те были нацелены на хозяйственные нужды. Это были мясомолочные кучумская и мугалджарская породы.
И только сегодня, в условиях суверенитета, мы выносим самостоятельные предложения о создании института коневодства, который будет заниматься выращиванием маститых лошадей. Сегодня в мире насчитывается более 200 пород, среди которых только 10 являются элитными. Это английская чистокровная порода, которая приносит огромный капитал Великобритании. Но ее англичане выводили 300 лет. Было доказано, что в крови этой породы есть ген от казаната. Мой отец рассказывал, что когда рудник Рейдер был в числе английских колоний, тогда англичане начали покупать наших лучших лошадей. Это было в XVIII-XIX веках. Далее идут арабская порода, акал-теке, американская, ганноверская, потом русские рысаки - орловская порода, венгерская. Надо сделать так, чтобы со временем среди них была и наша порода - казанат. Даже киргизы вывели новую породу, а нам, с таким великим наследием, должно быть стыдно.
- Где будет установлен памятник?
- Памятник будет установлен вдоль автобана Астана - Кокшетау ровно в 5 км от поста дорожной полиции на поляне вблизи города Астаны. Почему мы выбрали это место? Поясняю. Во-первых, знаменитый скакун Кулагер давно уже стал в народе своеобразным олицетворением Великой степи. Он и Великая степь неразрывно связаны, неотделимы. Образ Кулагера, легко и грациозно, как облако, парящее над родными просторами, стал общенациональной гордостью и остается в памяти народа символом грации и красоты, преданности и дружбы, надежности и патриотизма.
Во-вторых, Кулагер и его хозяин Ахан-серi родились и выросли в Кокшетау. Здесь же, на своей малой родине, их тела преданы забвению.
В-третьих, автобан Астана - Кокшетау является не только суперсовременной дорогой для проезда автомашин. Данная трасса имеет стратегическое значение, и прежде всего для развития внутреннего туризма. Поскольку для экономики Казахстана развитие туризма является приоритетным направлением, то не только сама трасса, но и ее окрестности должны привлекать внимание, завораживать приезжих гостей.
В этой связи строительство памятника Кулагеру именно в указанном месте имеет несомненные преимущества. Отсюда берет начало туристический маршрут в знаменитую курортную зону Боровое, а на обратном пути монумент будет встречать и приветствовать приезжающих в новую столицу - город Астану.
В-четвертых, наличие обширной площади вокруг места установки памятника позволяет организовывать и проводить здесь конно-спортивные мероприятия, например, скачки, байгу “Кулагер-Аламан”.
В-пятых, в перспективе здесь же можно создать музей Кулагера, хранилище архивов Великой степи, не имеющее аналогов.
И следующее не менее веское обоснование - наш выбор места для установки памятника Кулагеру в точности отвечает предложениям видных представителей интеллигенции республики, лауреатов госпремий, депутатов, народных писателей, известных конников, меценатов национальных видов спорта, принявших участие в круглом столе 7 января 2009 года и двух республиканских совещаниях конников, организованных научно-популярным журналом о национальных ценностях “Казанат - летящий сквозь время”.
- Где находится штаб-квартира республиканской акции по возведению памятника Кулагеру?
- Штаб-квартира находится по адресу: город Астана, улица Брусиловского, 72/1. Офис республиканского журнала “Казанат”, пресс-клуба “Тугел”, телефон: 28 26 05.
- Кто оказывает помощь в строительстве памятника?
- Могу с радостью сказать о том, что десятки казахстанцев, среди них государственные деятели, политики, бизнесмены, конники, откликнулись на обращение по возведению памятника Кулагеру. Среди них особое спасибо Альберту Павловичу Рау - акиму Акмолинской области, который одним из первых поддержал данное начинание, кроме того, хочу отметить вклад следующих джигитов: Т. Егинбаева - председателя правления корпорации “Кулагер”, Т. Ермегияева - вице-министра спорта, Кенеса Ракишева, Серика Ахтанова, Серика Беккайрова, Мухамбета Копеева и многих других.
- Когда планируете открыть памятник?
- Если все будет нормально, к 25 октября 2009 года. |