|
Сергей Гуляев
Уже несколько лет организаторы различных внедорожных соревнований мирового уровня обращают свое внимание на территорию стран бывшего Союза. В прошлом году первой после почти двадцатилетнего перерыва гонкой такого или примерно такого класса стало ралли Transorientale от Санкт-Петербурга до Пекина, несколько важных этапов которого прошли по территории нашей республики. Но, как известно, всех раллистов по-настоящему манит только слово “Дакар”. После известных событий в Африке, из-за которых легендарный ралли-марафон в 2008 году отменили, с нынешнего года гонка под названием “Дакар” проходит в Южной Америке - очень далеко и очень дорого. Другими словами, появилась возможность “перетащить” самый престижный ралли-рейд в мире поближе к нам. И тогда возникла идея провести ралли-рейд дакаровской серии под названием “Шелковый путь-2009”
Инициатор ралли-рейда, человек-легенда Семен Якубов пригласил в партнеры организаторов “Дакара” и еще целого ряда крупнейших соревнований (“Тур де Франс”, например) компанию ASO - Amauri Sport Organisation. Во-первых, для того чтобы подчеркнуть серьезность самой гонки, а во-вторых, чтобы французы убедились в отличных возможностях для проведения ралли-марафона на нашей земле. Действительно, за девять дней пути гонщики смогли посоревноваться и в степи, и в песках, и даже в горах на территории трех стран: России, Казахстана и Туркменистана. Протяженность спортивной трассы составила около 4 500 километров разнообразных спецучастков и так называемых “лиазонов” - дорог, по которым спортсмены подъезжали к старту спецучастка или к бивуаку. Кстати, для пресс-каров и машин сопровождения дистанция трассы “ассистанса” оказалась еще длиннее. Ехать, по крайней мере прессе, нужно было так, чтобы везде успеть. Так что журналисты пилотировали свои машины практически в режиме классического ралли - быстро и используя все возможности навигации. Некоторые даже сажали за руль профессиональных драйверов. Ваши корреспонденты, например, на абсолютно “гражданском” Nissan Patrol 2008 года с бензиновым мотором объемом 4,8 литра под “гоночным” номером 522 в один из дней прошли от старта до финиша чуть больше 1 200 километров, причем успели на старте проводить, а на финише встретить спортсменов, гнавших по бездорожью около 700 километров. Не всех, конечно, встретили, лидеры успели проскочить раньше, но большую часть.
На ралли были заявлены спортсмены из 25 стран, в том числе команды Volkswagen Touareg Race и “КАМАЗ Мастер” в самых боевых составах - действующие победители “Дакара-2009” Жинель де Вилье из Южной Африки и россиянин Фирдаус Кабиров. Еще приехали “Матадор” Карлос Сайнц, Насер аль-Аттиах, Марк Миллер на VW, Владимир Чагин, Ильгизар Мардеев на КАМАЗах, отец и сын де Рой на грузовиках IVECO, Алекс Лопраис из команды Tatra, Кристиан Лавье на “Ниссане”, в общем, за небольшим исключением, все сильнейшие на грузовиках и автомобилях. Кстати, мотоциклы в ралли не участвовали из соображений безопасности.
Патронировали мероприятие сразу четыре президента - Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев, Гурбангулы Бердымухаммедов и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Трое первых нашли время лично встретиться с участниками “Шелкового пути” на специальном бивуаке у города Туркменбаши и даже дали старт последнему этапу гонки.
|
Ралли четырех президентов |
И все-таки ралли-рейд - это прежде всего спорт. И гонщики бились, не щадя ни себя, ни машин. К сожалению, не обошлось без травм. На втором этапе в серьезную аварию попал экипаж Андрея Бирюкова и Дмитрия Книги на Mitsubishi. Машина слетела с трассы и несколько раз перевернулась. Спортсменов вертолетом доставили в госпиталь, где диагностировали переломы и другие повреждения, к счастью, опасности для жизни не представляющие. И самую тяжелую травму получил второй призер в классе грузовиков Жерар де Рой. На последнем спецучастке длиной всего 25 километров его штурман пропустил обозначенную в легенде яму, огромный грузовик IVECO на всей скорости угодил в нее, вылетел, как с трамплина, на высоту в пару метров и грохнулся на грунт. Результат - компрессионный перелом позвоночника у пилота, и, как следствие, участие в январском “Дакаре” для этого экипажа под большим вопросом.
О результатах. Победили, как и ожидалось, КАМАЗы и “Фольксвагены”. Причем если в грузовиках конкуренция была острой и победа КАМАЗов не безоговорочна - в тройке, кроме чемпиона Кабирова, молодой де Рой и Алекс Лопраис на “Татре”, то у кузовных машин все три первых места заняли “Фольксвагены”: Карлос Сайнц - первый, за ним Марк Миллер и Жинель де Вилье. “Народных автомобилей” во главе протокола должно было быть и вовсе четыре, но горячий парень аль-Аттиах, всю гонку лидировавший, на предпоследнем этапе вдребезги разбил свою машину о склон бархана и выбыл из гонки. Следующим после участником немецкой команды в зачете стал российский экипаж Руслана Мисикова и Константина Жильцова на “Ниссане”.
|
Карлос Сайнц и Фирдаус Кабиров |
Успешно выступили наши спортсмены. Дмитрий Филонец и Александр Мороз стали четырнадцатыми в общей классификации и вторыми среди любителей и даже выиграли последний короткий спецучасток. Остальные, включая обладателей Кубка мира по ралли-рейдам 2008 года Дениса Березовского и Артура Ардавичуса, заняли места в районе двадцатого. Результат отличный, особенно, если учесть, что готовились ребята безо всякой поддержки со стороны спортивных чиновников и функционеров федерации, чей логотип тем не менее красуется на всех официальных материалах ралли-рейда, а, что называется, на свои деньги. И, кстати, из пяти стартовавших казахстанских экипажей лишь один не дошел до финиша. Остальные добрались до столицы Туркменистана.
Судя по всему, ралли-рейд “Шелковый путь” состоится и в следующем году. Если он будет таким же убедительным, как и нынешний, возможно, и большой “Дакар” переедет в наши степи и пустыни. Почему нет? |