|
Константин Маскаев
Алматинская метеостанция отметила 150-летие. Собственно, этот год по праву можно считать юбилейным и по отношению ко всему “Казгидромету”, поскольку именно с этой первой станции началась история ведомства, которое занимается составлением прогноза погоды
Первые известные метеорологические наблюдения в Казахстане начались в пятидесятые годы XIX века и прямо связаны с появлением здесь военного поселения. Известно, что в 1854 году на левом берегу реки Малая Алматинка (Кiшi Алматы) было основано укрепление Заилийское, впоследствии Верное. Ну а первыми, кто взялся наблюдать и фиксировать погоду (сегодня их бы по праву назвали метеорологами), были офицеры этой крепости: Обух, Ларионов, Баум, которые занимались этой ежедневной кропотливой работой по собственной инициативе.
Во второй половине 50-х годов позапрошлого века в Семиречье, в одной из экспедиций, работал некий петербуржский астроном Голубев. В 1859 году он познакомился с Василием Васильевичем Обухом, в то время начальником артиллерийского отряда Верненского укрепления. Он-то и предложил офицеру заняться сбором географических и метеорологических данных уже, так сказать, на профессиональной основе. Таким образом, поручик Обух стал первым метеорологом Верного, а в городе появилась метеорологическая станция.
Площадка с метеорологическими приборами находилась в крепости и располагалась на высоте 740 метров над уровнем моря. Поручик Обух со свойственной ему педантичностью не пропускал ни одного наблюдения в течение года. С результатами его наблюдений и сегодня можно познакомиться в Санкт-Петербурге: каждые три месяца они отсылались в Главную геофизическую обсерваторию тогдашней столицы Российской империи. Но участие в военных действиях против Кокандского ханства прервало эту мирную работу. В 1864 году поручик Василий Обух погиб. В течение последующих лет никто не проводил научных наблюдений погоды ни в Верном, ни в других местах Семиречья.
Возобновилась эта работа только в июле 1878 года. Накануне та же Главная геофизическая обсерватория Петербурга обратилась с просьбой-предложением к первому губернатору Семиречья Герасиму Колпаковскому. Охотно согласился вести метеорологический мониторинг землемер-топограф К. Ларионов. Он по договоренности установил приборы - в усадьбе отставного офицера крепости Катунцева в Большой Алматинской станице (ныне это юго-восточная часть Жетысусского района). За шесть лет наблюдений Ларионов не пропустил ни одного дня и ни одного часа.
После него на Верненской станции с 1884 по 1886 год работали священник Лаженицын, учитель гимназии Глушков. А в сентябре 1886 года станцию принял Оттон Баум (брат Эдуарда Баума, создателя знаменитой рощи, названной в его честь). Он установил приборы во дворе собственного дома, который находился на пересечении улиц Торговой и Набережной (Жибек жолы - Бегалина).
28 мая 1887 года город Верный постигла страшная трагедия: произошло сильное землетрясение. Дом Баума был разрушен до основания. Но, едва оправившись от случившегося, Оттон Баум бросился спасать из-под обломков приборы, которые еще можно было использовать для метеоплощадки. К его радости и удивлению, многие приборы уцелели, а психрометрическая будка даже оказалась неповрежденной. Вскоре метеостанция вновь заработала, катастрофа прервала наблюдения лишь на три дня.
Жизнь Оттона Баума оборвалась на рабочем месте. Он скончался 16 февраля 1892 года на метеоплощадке, производя последние в своей жизни наблюдения.
В феврале того же года в Верный вернулся Ларионов, теперь уже отставной полковник. Кто как не он должен был взять на себя заботу о метеостанции? Он оборудовал ее вблизи своей квартиры, располагавшейся у пересечения улиц Командирской и Капальской (Кунаева - Богенбай батыра). Эта метеоплощадка уже отвечала современным стандартам: флюгер был установлен на высоте 20 метров, психрометр размещался в деревянной будке, напочвенные термометры - на оголенном вскопанном участке, зимой устанавливалась снегомерная рейка, на площадке имелся знак определения истинного меридиана!
Затем энтузиаст и патриот своего дела Ларионов принимает решение “во избежание частой переноски станции” приобрести собственный дом и разместить площадку для мониторинга. В конце мая 1894 года станция была перенесена на пересечение улиц Каракольской и Гостинодворской (улицы Макатаева - Барибаева). На этом месте станции суждено было простоять следующие 14 лет. Только в октябре 1908 года, незадолго до смерти, Ларионов передал станцию землемеру Попову.
Верненскую метеорологическую станцию неоднократно проверяли инспекторы Главной геофизической обсерватории Петербурга. Решение 1913 года однозначно: необходимы срочные меры по упорядочению метеорологических дел в городе Верном. Станции нужно собственное здание, так как частая смена места и переустановка приборов приводит к ухудшению их технического состояния и влияет на систематизацию наблюдений.
В 1915 году на средства Главной геофизической обсерватории было построено здание, в котором и разместилась Верненская метеорологическая станция. Этот дом располагался на тогдашней южной окраине города, выше Головного арыка (ныне проспект Абая). Сохранилась эта постройка с башенкой и поныне. Там располагается представительство областных экологов. Но здание (особенно башня), к глубочайшему сожалению метеорологов и старожилов, находится в крайне плачевном состоянии и, по-хорошему, нуждается в реставрации. А метеорологическая площадка и ныне находится недалеко - именно в том месте, где ее обустроили в 1915 году.
Документы фиксируют перерывы в работе станции в период с 1918 по 1921 год: Семиречье оказалось в центре боевых действий Гражданской войны. Как вы думаете, где в эти годы мог разместиться штаб Красной Армии? Конечно же, в здании метеорологической станции! Лишь после окончательной победы диктатуры пролетариата станция вернулась к нормальному режиму работы.
|
Здание Верненской метеостанции сегодня архитектурная история города |
За истекшие 150 лет примерно 60 человек, сменяя друг друга, руководили станцией и сами вели наблюдения. Последние 22 года это бремя лежит на плечах начальника станции Надежды Гагулиной.
Одни из первых сохранившихся записей метеорологических наблюдений в Верном относятся к XIX веку. В то время записи производились три раза в сутки. С 1932 года это делалось уже по четыре раза. А в 1966 году перешли на 8-срочные наблюдения. С 1932 года Алма-Атинская геофизическая обсерватория - как называлась тогда станция, была снабжена самыми совершенными для своего времени метеорологическими и аэрологическими приборами и являлась главной метеорологической станцией Казахстана. По мере развития в республике Гидрометеослужбы, на площадке появлялись новые приборы: актинометрические, озонометрические, экологические.
Заслуги Алматинской станции перед Всемирным метеорологическим обществом отметил в 2005 году секретариат Глобальной системы наблюдений за климатом (Женева, Швейцария) и наградил станцию грамотой “В знак признания в проведении высококачественных наблюдений для приземной сети”.
Объединенная гидрометеорологическая станция Алматы входит в число реперных климатических станций, является станцией международного обмена и единственным метеорологическим пунктом в Алматы, что для такого крупного города, расположенного в разных ландшафтных зонах, конечно, недостаточно. Но приходится довольствоваться тем, что есть. Почин, произошедший 150 лет назад, продолжается.
Материал собран и предоставлен начальником отдела метеорологии Валентиной Цапенко |