Ярослава Науменко
В одни из самых необычных нефтяных запасов наконец вложились китайские инвесторы - компания PetroChina купила за 1,7 миллиарда долларов 60 процентов акций в проектах по разработке нефтеносных песков в канадской провинции Альберта. Сегодня 1/3 всей нефти в Канаде добывается из нефтяных песков. Кстати, подобные залежи есть и у нас, правда, не нефти, а битума, причем уже практически готового для укладки асфальта
Нефти становится все меньше. В итоге то, что еще десять лет было нерентабельным и трудоемким, становится выгодным и перспективным. По некоторым оценкам, запасов черного золота в нефтеносных песках достаточно, чтобы обеспечивать внутренний спрос той же Канады еще лет сто. Которая, к слову, вообще не может похвастаться огромными залежами нефти, тем не менее давно вошла в лидеры нефтедобычи именно благодаря битуминозным пескам.
С канадскими объемами западноказахстанские месторождения нефтебитумных пород, конечно, не сравнятся, да и пески у нас гораздо более твердой консистенции. Но если бы мы серьезно занялись извлечением буквально лежащего на поверхности продукта, мы могли бы полностью обеспечить потребности страны в дорожных битумах - это более 400 тысяч тонн в год (тем более что набирает силу строительство автотрасс по крупным маршрутам). До сих пор почти весь битум мы привозим из-за рубежа.
|
Добыча отечественного битума вязнет в предрассудках |
Осваивать богатство нефтебитуминозных песков, по словам Олега Егорова, доктора экономических наук, профессора, главного научного сотрудника Института экономики, планировали еще в восьмидесятых - начале девяностых. Были разработаны новые технологии и специальное оборудование (например, экскаватор, который не проваливается в грунт), но когда дело дошло до последней стадии - финансирования - программа была свернута. Денег почему-то пожалели. И жалеют до сих пор. Зато если эту идею решат реализовать китайские инвесторы, мы наверняка возмутимся, что еще один иностранец пришел на наши богатства.
Справедливости ради стоит отметить: попытка строительства из этого битума дороги Макат - Актау, предпринятая когда-то, не дала блестящих результатов. Но в том случае использовали кустарные методы и кустарные установки, неудивительно, что через год трасса пошла “гармошкой”. Впрочем, такой вид у нас имеют свойство приобретать очень многие дороги, отчего напрашиваются выводы: не в сырье дело, а в руках, которые его укладывают.
- Месторождения расположены недалеко друг от друга в Актюбинской, Мангыстауской и Западно-Казахстанской областях, и, разработав одно, можно переходить к другому, - говорит Олег Егоров. - Помимо битума из этого сырья можно получать топливо невысокого качества, после облагораживая его с помощью не содержащих свинец присадок, например, бутановой фракции. Что особенно важно, нефтебитуминозные пески лежат у нас практически на поверхности, слой породы - всего лишь около трех метров.
Благодаря кризису мы наконец поняли: свои ресурсы мы используем лишь на малую толику от их потенциала. |