Андрей Степанов
Международный опыт по организации олимпиад и чемпионатов мира свидетельствует, что проведение спортивных мероприятий подобного класса способствует экономическому росту страны через приток инвестиций и развитие туризма. Обсуждение хода подготовки UEFA Euro-2012 и казахстанской Азиады-2011 прошло в рамках ХIХ Экономического форума, который проходил в польском курортном городе Крыница Здруй
В ходе дискуссии эксперты из разных стран пришли к выводу, что Казахстану не стоит рассчитывать на то, что построенные к Азиаде спортивные объекты окупятся за счет посещения их казахстанцами в последующем. “Возврат инвестиций будет происходить не за счет стадионов, так как они не приносят добавленную стоимость, - говорит Якуб Боровски из Варшавской школы экономики, соавтор исследования “Влияние организации спортивных мероприятий на экономику”. - Инвестиции в строительство дорог и туристическую инфраструктуру будут способствовать росту продуктивности на протяжении многих лет и позволят вернуть вложенные в Азиаду средства в течение следующих 10 лет, то есть до 2021 года”.
Эксперт отмечает, что увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру (дороги, аэропорты и городской транспорт) в долгосрочной перспективе повлияет на рост предложения в экономике: “Производительность повышает уровень возврата инвестиций, что является стимулом для роста инвестиций как внутри страны, так и из-за рубежа”.
В своем исследовании г-н Боровски отмечает несколько источников влияния на экономику при проведении спортивных мероприятий. В первую очередь экономика растет за счет нужды инвестирования в спортивную (стадионы) и туристическую (отели, аэропорты) инфраструктуру. По мнению экспертов, краткосрочно эти затраты увеличивают спрос в экономике, но чтобы получить выгоду в долгосрочной перспективе, надо пользоваться этой инфраструктурой в последующем.
Кроме того, увеличивается спрос на товары, связанные с туризмом, а привлекательность страны в целом влияет на рост количества туристов и туристических потребностей. “Чтобы эффект заработал, нужна качественная организация мероприятия, которая позволяет создавать хороший имидж страны в прессе”, - говорят авторы исследования.
Как показывает опыт проведения Олимпиады в Барселоне, спортивные мероприятия международного уровня имеют прямое влияние на количество приезжающих в страну туристов в течение многих постолимпийских лет. “Если получится, что привлекательность Казахстана растет, тогда можно ожидать большого эффекта. Но если мероприятие будет плохо организовано и не понравится людям, которые приедут, тогда влияние будет концентрироваться только в году проведения мероприятия, и оно очень небольшое”, - указывает г-н Боровски.
Крыница Здруй |