Ярослава Науменко
Пресс-конференция в Нацбанке с Григорием Марченко - это всегда захватывающий мини-спектакль. В нем цифры скромно отходят на второй план, являя зрителям главное действующее лицо - харизматичного главу центрального банка
На этот раз жертвой острого языка экономиста стал журналист одного из информагентств. “Вы вначале раскройте структуру собственников своего агентства, потом меня спрашивайте, - пошел в наступление руководитель Нацбанка. - Все такие борцы за транспарентность, а когда дело доходит, какое-нибудь ТОО смешное показывает”.
Впрочем, об аналитиках, предрекающих скорую третью волну кризиса на фоне “сжимающегося спроса”, Григорий Александрович мнения не лучшего: “Теоретически все возможно. Завтра небо упадет на землю. Этого очень боялись французы в средние века. Вопрос в том, насколько высока вероятность. Люди, описывая сценарии, стыдливо забывают упомянуть, что вероятность от 1 до 2 процентов... Теоретически возможна и третья волна, но вероятность этого крайне низка”.
Прошелся Марченко и еще по одним “предсказателям”, которые во всеуслышание заявляют - проверку увеличением требований к капиталу не пройдут 12 банков: “Многие из тех, кто такое предрекает, они не то чтобы не аналитики, вообще рядом не ночевали. А теперь стали в банках разбираться. Это отражение низкого уровня финансовой грамотности и отсутствия культуры. Как если бы балет комментировал некто, кто им не занимался и даже в театре оперы и балета не был, но одна бабушка ему рассказала, что это такое. А потом человек написал бы рецензию на спектакль, которого не видел. Люди делают заявления и ни за что не отвечают. Сказал бы такой “три банка” - не напечатали бы, вот и заявил - двенадцать”.
Упрекнул господин Марченко пишущую братию и в том, что иные СМИ спекулируют на теме обменных пунктов - “будто бы большой Нацбанк нападает на маленькие обменники”. В реальности занятых в этой сфере специалистов никак не 50000 человек, а от силы 4000. А те, что закрылись, сделали это добровольно по причине несоответствия техническим требованиям.
“Устанавливать маржу для обменных пунктов - наше право, - подтвердил Марченко. - Пока этой меры не вводили, сейчас в этом необходимости нет. Закон установил это право для Нацбанка, но делать это будем в конкретной ситуации и принимать решение коллегиально”.
О самом интересном - какие же выводы из кризиса Григорий Александрович сделал для себя как экономист и госчиновник - журналисты так и не узнали. Марченко виртуозно ушел от ответа: “Моя точка зрения будет отражена в Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период. Когда концепция увидит свет, вы все с ней ознакомитесь и с радостью сможете ее покритиковать”.
К 1 ноября, как пообещал глава Нацбанка, документ примет окончательный вид. |