|
Каменное яблоко
В Вене меня искренне удивило отношение австрийцев не только к грандиозным дворцовым комплексам в стиле барокко, но и к самой мелкой монастырской фреске. Для нее и специальный свет организуют, и температуру нужную установят... Словом, есть города, в которых сохраняют первый домик, пусть крохотный, или, скажем, яблоньку, тем более, если она стала символом местности. А есть города, в которых бездумно вырубаются сады, продаются озера и реки, варварски уничтожаются исторические памятники...
В Алматы уже почти не осталось исторического центра. В “золотом квадрате” уже не витает прежняя атмосфера: снесен первый “микрорайон” - косые дома, памятник жизни многих поколений горожан. Возвести бетонную коробку в наше “элитное время” - дело нехитрое. А вот как сберечь живую душу города?..
Когда увидела, как нещадно вырубается аллея из солидных дубов и кленов по улице Абая, стало не по себе. Расспрашивая знакомых, услышала несколько версий. Одни говорили, что на перекрестке будет транспортная развязка, другие - расширяют дорогу, третьи - станция метро. В управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алматы нам рассказали, что по городу одновременно идут несколько работ. В управлении отметили, что уже сталкивались с непониманием граждан, когда под строительство станции метро на перекрестке улиц Абая и Кунаева пришлось вырубать деревья. Алматинцы тогда устроили настоящий скандал...
На перекрестке Абая и Жарокова история повторяется: там строится подземный переход. Он нужен, поскольку в верхней части перекрестка будет станция метро. Звучит, как шутка, поскольку горожане уже наслушались множество аналогичных обещаний, однако названа конкретная дата: в 2011 году запустят несколько веток. Проспект Абая расширяют за счет аллеи, на которой уже вырублены 72 дерева, причем 64 были в удовлетворительном состоянии. Уничтоженные деревья компания будет восстанавливать в трехкратном размере. Но не там же, а по всему городу, в так называемых общественных местах...
Подходит к концу реконструкция сквера на Абая и Гагарина. От улицы Толе би до Джандосова по Гагарина снесено 78 аварийных деревьев, также идет процесс омолаживания. Всего обрезано 1350 деревьев. Тут же появятся новые велодорожки - в центре аллеи и по обеим сторонам. Посадки, как обещают в управлении, будут восстановлены в пропорции: одно к одному деревцу. Дополнительно обещают посадить цветущие кустарники.
Еще одной не менее актуальной темой стал разговор о засохших березках по проспекту Аль-Фараби (район гольф-клуба).
- За это лето погибло много берез, - рассказали в управлении. - Это были компенсационные посадки, то есть все та же компания “Алматыметрокурылыс” снесла деревья в одном месте и высадила в три раза больше на проспекте Аль-Фараби. Впрочем, по контракту компания в течение 2 лет несет ответственность за посадки, и потому на месте засохших деревьев вскоре будут высажены новые.
Звучит вроде бы обнадеживающе, но есть одно “но”. Многие частные компании не хотят выполнять свои обязательства, и сотрудникам управления природных ресурсов и охраны окружающей среды время от времени приходится засуживать застройщиков.
Даже алматинский аэропорт только после суда обязался высадить более 500 деревьев - хвойных и лиственных пород...
То же самое было и с компанией “Вулкан”, которая должна была высадить 86 деревьев. Этот вопрос решился исключительно через суд. В таких случаях с трудом можно говорить о цивилизованных отношениях бизнесменов и властей. Почему-то нашим предпринимателям приходится объяснять, зачем нужны деревья. Напоминать о том, что они улучшают микроклимат города, создают условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и тротуары. В конце концов, банально очищают воздух - дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
...А тем временем в Алматы по улице Абая, начиная от проспекта Достык до улицы Толебаева, вырублены деревья, возраст которых превышает пятьдесят лет... Цель всех сносов деревьев одна - строительство метро и разворотов для автотранспорта. Она тоже вполне оправдана, мы все живем в перегруженном транспортом городе, не хватает места для проезда машин, для паркинга.
С началом сентября, когда в город вернулись студенты и начали учиться школьники, заторы стали чувствоваться еще более явно. Мы никуда от этого не денемся, и понятно, что дороги надо расширять. Но в мире есть множество примеров, когда подобные стройки проводились с учетом подходов, не предусматривающих вырубку зеленых насаждений. В той же Германии процент зеленого покрова составляет 30 процентов, однако для вырубки одного дерева, даже на частном участке, предусматривается очень сложная и длительная процедура согласования с множеством органов.
Страшно представить себе наш город лысым. Но южная столица из зеленого оазиса стремительно превращается в подобие не самого лучшего варианта индустриального города, стеклянного и железобетонного. Впрочем, Нью-Йорк, к которому прочно прикрепился штамп “каменных джунглей”, тоже назван Большим Яблоком. Видимо, символом Алматы скоро станет не сочный краснощекий апорт, а каменный фрукт... |