|
Ботагоз Сейдахметова
Баронесса Гленис Киннок, член научного Совета Королевского сообщества гуманитарных наук, почетный советник и почетный доктор известных в королевстве университетов, в начале этого года была назначена на высокий пост министра Европы в Великобритании. В преддверии нашего председательства в ОБСЕ в начале сентября она посетит Казахстан.
Это будет ее первый визит в нашу страну, который, по ее словам, “несомненно подчеркнет устойчивость двусторонних отношений между Великобританией и Казахстаном”. Между нашими странами уже установлены тесные связи в энергетическом секторе. Кроме того, сегодня эти отношения обогащаются растущим сотрудничеством в сфере образования и изменения климата
- Госпожа Киннок, чего Вы ожидаете от визита в нашу страну?
- Во время пребывания в Алматы и Астане я надеюсь встретиться с главами разных министерств, представителями неправительственных организаций и политических партий. Я с нетерпением жду встреч с людьми из разных социальных групп: это будет общение со студентами Евразийского национального университета, встреча с выпускниками британских вузов и представителями британских компаний, работающих в Казахстане.
Я надеюсь узнать больше о жизни людей в Казахстане и понять, как мы можем сотрудничать еще более тесно, в том числе в плане поддержки предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ.
- Как Вы оцениваете перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году?
- Казахстан - первая страна из бывших советских республик, которая станет председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это одновременно и достижение, и сложная задача, которая накладывает большую ответственность. Главнейшее обязательство страны - председателя ОБСЕ заключается в том, чтобы придерживаться принципов, на которых была основана эта организация. Все страны - участницы организации приняли на себя эти обязательства. Будучи председателем, Казахстан может ожидать, что внимание будет сосредоточено на том, насколько такие обязательства им выполняются, и я призываю казахстанские власти позитивно ответить на это.
Председательство Казахстана - это хорошая возможность сконцентрировать внимание на ключевых проблемах региона, включая Афганистан, и управлении границами. Мы будем рады работать с Казахстаном над этими вопросами и оказывать поддержку в определении практических шагов в соответствии со стандартами ОБСЕ.
- Являясь председателем ОБСЕ, Казахстан будет вовлечен в дискуссии по специфическим вопросам, таким как ситуация в Грузии (шансы на вступление в Европейский союз и НАТО), обстановка на Кавказе в целом (независимость Абхазии и Южной Осетии). Каково Ваше мнение на этот счет? В чем отличие этой кавказской ситуации от ситуации вокруг независимости Косово? И, в контексте ситуации на Кавказе, на каком этапе находятся отношения Великобритании и России?
- Я бы начала с того, что Грузия остается приоритетной страной для Великобритании. Мы неоднократно выражали нашу поддержку идее территориальной целостности Грузии, и я имела возможность подчеркнуть это во время своего визита в Тбилиси в мае этого года. Мы глубоко сожалеем, что Россия приняла решение блокировать продолжение мандата миссии ОБСЕ в Грузии. Миссия играла ключевую роль в предотвращении дальнейшего конфликта и в продвижении укрепления мер доверия на конфликтных территориях. Но мы остаемся приверженными сохранению эффективного международного присутствия в Грузии и работаем вместе с партнерами над тем, чтобы вернуть миссию ОБСЕ, работающую над соблюдением прав человека и демократизацией, которая уважает территориальную целостность Грузии. Это может стать важным элементом работы, когда Казахстан примет на себя председательство ОБСЕ в следующем году.
Великобритания - твердый сторонник стремлений Грузии в НАТО и Евросоюз. Демократичный и стабильный регион Южного Кавказа входит в наши стратегические интересы, и перспективы членства в этих организациях являются мощными стимулами к рычагу реформирования. Но в то время как мы и наши международные партнеры хотим оказать поддержку, чтобы помочь стране прийти к соответствию необходимым критериям, Грузия должна продемонстрировать свою готовность через проведение соответствующих реформ.
Когда кто-либо предъявляет претензии “прецеденту Косово” по отношению к российским действиям в Грузии, они редко ссылаются на широкое вовлечение международной общественности на протяжении почти десяти лет, что стало решающим элементом в разрешении косовского кризиса. В отличие от ситуации с Южной Осетией и Абхазией в Косово была санкционированная ООН международная администрация, и силы международной безопасности работали там по мандату и с разрешения ООН. В отличие от этого признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии последовало спустя несколько недель после боевых действий с нарушением международных договоренностей вместо тщательного их соблюдения.
В Косово также была гарантирована безопасность различным этническим группам. В Южной Осетии и Абхазии России не удалось почти за два десятилетия создать условия для возвращения беженцев. Как сказал один комментатор, реакция международного сообщества в отношении Косово была попыткой противостоять бедствиям этнических чисток. В то время как признание Россией отделения регионов от Грузии рискует укоренить этнические разногласия и сделает возвращение беженцев еще более труднодостижимым.
Что касается наших отношений с Россией, то важно, что мы работаем совместно, когда это затрагивает интересы обеих стран. Мы сталкиваемся со многими общими проблемами и разделяем много общих интересов. Нам нужно работать вместе над борьбой за изменение климата, улучшение крепких торговых связей, а также за общие внешнеполитические цели, включая Афганистан, продвижение мира на Ближнем Востоке и противодействие ядерной угрозе Ирана. Мы продолжаем проводить двусторонние переговоры с Россией на всех уровнях. В равной степени мы не скрываем от России, какие именно ее действия противоречат международным обязательствам и обязательствам, которые она взяла на себя перед лицом международной общественности, в частности, в отношении Грузии.
- И последний вопрос: какую роль играют женщины в принятии решений в Великобритании? В политической сфере страны преобладают мужчины?
- В целом в общественной жизни Великобритании слишком мало женщин. Начиная с парламента и заканчивая правительством, органами управления, а также научной сферой, женщины представлены недостаточно. Боюсь, что так называемый “стеклянный потолок” все еще существует, он очень прочен к трещинам, не говоря уже о том, чтобы его разбить. Однако британское правительство остается приверженным борьбе с женоненавистничеством, и на рассмотрении находится новое законодательство, обеспечивающее равенство прав. |