|
Наталия Цой
Не за горами первое сентября, линейка, первый звонок и... получение учебников. Какими они будут, еще не известно. Но хочется надеяться, что в этом году количество нареканий не превысит прошлогоднее
У всех учебников нового поколения, предназначенных для школ, есть своя история. Они разрабатывались в теперь уже далеком 1997/98 учебном году. За эти десять с лишним лет о несоответствиях и грубейших ошибках говорилось не раз и не два. Известны примеры, когда, вопреки отрицательным результатам экспертизы, книги оказывались-таки на партах и оказывали медвежью услугу ученикам школ, так как переучиваться всегда намного труднее. Сегодня постепенно, с учетом всех нареканий они все же приближаются к современным объективным нормам.
Но по-прежнему слабым звеном остается литература общественно-гуманитарного цикла. Понятно, что стандарт государственного школьного образования, принятый больше 10 лет назад, не отвечает сегодняшним требованиям, так же, как и учебники, которые, естественно, тоже требуют обновлений.
Говоря о лингвистическом направлении, хочется “особо” отметить учебники по казахскому языку и казахской литературе, которые перманентно подвергаются критике со стороны министра образования, так как недостаточно способствуют обучению и овладению государственным языком. В то время как, например, по английскому языку, который сегодня является международным, учащиеся быстро обучаются и приобщаются к разговорной речи. Почему бы не обратиться к уже имеющемуся мировому опыту? Тут, как вы понимаете, есть определенные трудности. Чтобы решить этот вопрос, 22 июня текущего года министерство дало поручение проработать вопрос по разработке новых отечественных учебников как по казахскому языку и литературе (в особенности для русскоязычных школ), так и по английскому языку, которые будут отличаться содержанием, структурой, методикой подачи материала и т.п.
Еще одним больным местом является история нашего государства, в том числе и современного Казахстана. Сегодняшние учебники ссылаются на идеологию того времени и никак не могут выйти из этих рамок. Для того чтобы решить эту проблему, при Министерстве образования уже не первый год действует Научно-исследовательский институт истории развития государства, по результатам деятельности которого, надо полагать, будут выпущены учебники по истории современного Казахстана в соответствии с современными реалиями.
“Все учебные материалы, касающиеся образовательного процесса, поступают к нам на экспертизу только через Министерство образования с соответствующим сопроводительным письмом, - говорит Алма Абылкасымова, директор республиканского научно-практического центра “Учебник”. - Все учебники и учебные пособия, которые будут использованы в этом году, уже прошли экспертизу в нашем центре в январе-феврале текущего года. Экспертиза проводилась по регионам.
Для включения в перечень рекомендованных учебников и учебно-методического комплекса (УМК) на 2009/10 учебный год на экспертизу первоначально поступило 1877 учебников и УМК для 1-11-го классов. По итогам проведенной экспертизы 929 учебников и УМК было рекомендовано к использованию в учебном процессе, 706 - требовало серьезной доработки, 209 - не рекомендовано к использованию в учебном процессе, 33 - не допущено. Процент брака составил 51. После их доработки на повторную экспертизу поступило 497 учебников и УМК. Из них 353 было рекомендовано к использованию в учебном процессе, 144 вновь не рекомендовано”.
Что подразумевается под браком? Это несоответствие учебно-нормативным документам - государственным образовательным стандартам, учебной программе, тематическому планированию, когда количество материала не проходит по сетке часов, наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок, несоответствующие дизайн, качество бумаги, вес учебника и др. Так, просмотрев учебники по казахскому языку и литературе, министр образования и науки, как специалист в этой отрасли, обнаружил, что для русскоязычных школ один параграф по конкретной теме занимает 16-18 страниц, а для казахоязычных школ - 4-5 страниц.
Следует отметить, что прежде, чем представить в экспертную комиссию для проведения экспертизы учебные материалы, в центре проводится аналитическая экспертиза и определяется, к какой категории они относятся: к учебнику, методическому пособию, к дополнительной учебной литературе и др. Что же касается группы экспертной комиссии, то туда входят преподаватели с ученой степенью соответствующих кафедр, методисты, учителя-предметники и иные специалисты, имеющие методический и педагогический опыт работы.
В 2004 году был принят Закон об образовании, который дает право на разработку и издание альтернативных учебников, методических материалов и формирование авторского коллектива любой организации образования, любому издательству. |