Алла Иванилова
Казахстан взял курс на индустриальное развитие. В ближайшие годы в республике появятся современные заводы, газотурбинные электростанции и горнолыжный курорт мирового уровня
Отечественные мужи решили бороться с кризисом, выйдя на тропу индустриализации. В Фонде национального благосостояния сформирован пул инвестиционных проектов в рамках антикризисной программы и уже начата их реализация.
Вложенные инвестиции на конец первого полугодия составили 1,4 миллиарда долларов. В целом же инвестиционный портфель фонда оценивается в 26 миллиардов долларов. Институтами развития, входящими в состав “Самрук-Казына”, одобрено 212 проектов, из них 160 находятся в стадии финансирования.
В рамках другой стабилизационной программы на финансирование инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов фонду выделено 121,5 миллиарда тенге. На рассмотрении находятся 30 крупных проектов общей стоимостью 24,4 миллиарда долларов.
К настоящему времени пять проектов на общую сумму 802,5 миллиона долларов одобрены для финансирования Госкомиссией по модернизации экономики. Это расширение и модернизация производства ферросплавов в Таразе, Актауского международного морского торгового порта, комплексное развитие горнолыжного курорта “Шымбулак”, строительство ГТЭС на месторождении Акшабулак в Кызылординской области, а также строительство Уральской ГТЭС.
Один из ранее начатых проектов - Локомотивосборочный завод - в настоящее время завершен. Еще один - ЛЭП “Север-Юг” - предусмотрено завершить к концу года. Три проекта (производство хлора и каустической соды в Павлодаре, расширение и модернизация производства ферросплавов в Таразе и комплексное развитие горнолыжного курорта “Шымбулак) планируется завершить к 1 июля будущего года. К этому же сроку предполагается начать реализацию еще 13 проектов.
Большинство проектов касается приоритетной для страны сферы - энергетики. Строительство ГТЭС на месторождении Акшабулак и Уральской ГТЭС позволят создать условия для дальнейшего наращивания производственной базы. В связке с ними рассматриваются также проекты по модернизации Национальной электрической сети Казахстана (второй этап) и строительству второй линии электропередачи 500 кВ транзита “Север-Юг”, что позволит снизить дефицит электроэнергии в южных регионах страны.
На десерт, точнее, на посткризисный период, власти оставили проекты по формированию современной инфраструктуры. Это “Расширение морского порта Актау”, “Строительство магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Акбулак” и “Строительство железной дороги Жетыген - Коргос”. Данные проекты позволят увеличить пропускную способность транспортных узлов и магистралей, создать условия для увеличения экспорта казахстанской продукции. Реконструкция и модернизация всех трех НПЗ решат вопрос по удовлетворению потребностей внутреннего рынка в качественных нефтепродуктах.
Однако, как это зачастую бывает, желания не всегда совпадают с возможностями. Выделенных из Нацфонда средств недостаточно. Государственные мужи надеются “добрать” нужную сумму за счет инвесторов или внешних источников финансирования, включая экспортно-кредитные агентства, в том числе Эксимбанк Китая.
Астана |