|
Анна Шелепова
Алматы утратил статус столицы в 1997 году. Однако по-прежнему является крупнейшим и самым состоятельным городом в Казахстане. Алматы - культурный, образовательный и финансовый центр, а потому именно сюда едут люди в поисках работы или образования из разных регионов страны и ее окрестностей. Соответственно, и спрос на аренду жилья большой, и возможностей для различных махинаций на рынке предостаточно...
Квартирная афера
Еще несколько лет назад казахстанцы не были знакомы с такой профессией, как риэлтор. Вопреки отсутствию в университетах этой специальности, хотя бы краткосрочных курсов, новая профессия быстро прижилась в стране. Появилась целая армия тех, кто начал заниматься куплей-продажей и арендой чужой недвижимости, зарабатывая на комиссионных от этих коммерческих операций.
В пик строительного бума риэлторы продавали квартиры для одних и приобретали для других, накручивая сверху космические проценты. Один из наших источников - риэлтор, еще несколько лет назад работал в крупном агентстве по недвижимости. С продажи квартиры агентство зарабатывало от 10 тысяч долларов, при этом и продавец, и покупатель даже не подозревали о том, какую комиссию берет агентство и сколько зарабатывает исполнитель.
Как только ипотечный пузырь лопнул, строительная индустрия оказалась в жутком кризисе, риэлторы переключились на рынок аренды. Их задача свести “спрос” с “предложением”, получив максимальную прибыль с каждой стороны. Однако, чтобы дело было прибыльнее, они изобрели нехитрую схему и сами стали формировать цены на арендное жилье.
На десять фиктивных объявлений, которые дают сами риэлторы, есть, к примеру, одно реальное. Потребитель звонит по нескольким номерам, а на другом конце провода ему называют крайне завышенную цену на месячную аренду и при этом говорят, что квартира уже сдана.
Так история повторяется несколько раз. Везде сообщают, что квартиры сданы, но тут же уверяют, что отчаиваться не стоит и предлагают другую, даже чуть дешевле. Конечно, на фоне фиктивных объявлений с задранными ценами арендная плата на предлагаемую в итоге квартиру кажется действительно приемлемой. Но в реальности же она тоже завышена.
Однако потребителю ничего не остается, как согласиться, не подозревая, сколько он переплачивает маклеру. Вот такой нехитрый маркетинговый ход...
В целом же существуют разные виды квартирных мошенничеств. Аферисты используют все средства: случайные или временные телефоны, по адресу которых якобы находятся агентства по недвижимости. Бывает, выслеживают квартиры, хозяева которых часто пребывают в отъездах. Порой сами снимают квартиру на недолгий срок, а потом находят клиентов для сдачи этой же квартиры на длительное время, к примеру, на год. Словом, изобретательности у мошенников хватает...
Как правило, чаще всего жертвами мошенничества становятся люди простые и доверчивые. Это и студенты, наивные по молодости своих лет, и граждане, по халатности не удосужившиеся проконсультироваться у юристов в отношении своей сделки. Нельзя недооценивать квалификацию мошенников, которые предъявляют документы, паспорта, квитанции об оплате со “своей” фамилией. Все свеженарисованное, но вполне похожее на оригиналы.
|
Доморощенный риэлтор |
Их нравы
В развитых странах подобные случаи исключены. Обратимся к опыту Израиля, Англии, Шотландии и Норвегии. В первом случае арендовать квартиру можно напрямую. Через маклеров в Израиле снимают те, у кого нет времени и желания на поиски, а квартира нужна срочно. При этом маклер берет процент, равный арендной плате за месяц, но только в том случае, когда клиент намерен ее арендовать. У нас же даже за просмотр квартиры маклер умудряется содрать тысячу тенге, а то и две с потенциального квартиросъемщика и около 20 тысяч тенге, если сделка состоится...
Большинство людей в Израиле давно определились с мыслью, что гораздо выгоднее искать арендную площадь через маклера. Поскольку у профессионала всегда есть база квартир по приемлемым ценам. Кстати, за продажу квартиры маклер берет один процент от суммы, а адвокат - полпроцента.
Другой пример. В столице Великобритании много агентств по недвижимости. Их услуги бесплатны для тех, кто в поиске квартиры. Рассчитывается с английскими риэлторами хозяин жилплощади - платит некоторый процент от суммы сделки. И если в Алматы многое решается в частном порядке, то в Лондоне все, вплоть до мелочей, оговаривается контрактом. Однако есть свои нюансы: оплата за аренду лондонской квартиры берется часто за каждую неделю. А в некоторых случаях арендосъемщик обязан оставить так называемый страховой депозит. То есть человек, желающий снять квартиру, платит за аренду и оставляет сумму, равную или даже больше арендной платы. Это делается, чтобы человек попросту не сбежал, не заплатив...
Также такая система стимулирует квартиросъемщика бережно относиться к съемному жилью. В случае расторжения договора депозит возвращается, разумеется, если квартира остается в надлежащем состоянии после жильца.
Впрочем, по словам наших соотечественников, живущих в Лондоне, проблем с арендой здесь никто не испытывает, диких отношений между владельцем и квартиросъемщиком не бывает - хозяин квартиры связан законами, существуют четкие правила общения с квартиросъемщиком.
По словам алматинки Айжан Шамбуловой, в Шотландии о сумме депозита квартиросъемщику нужно договариваться напрямую с владельцем жилья. “Обычно сумму залога определяет хозяин квартиры. Например, арендодатели могут попросить деньги за 2-3 месяца вперед. При этом в контракте все прописывают: за повреждение мебели или другой собственности устанавливается отдельная плата. Составляют список всего, что есть в квартире и в каком состоянии. Фотографируют стены, полы, мебель, люстры, шторы, картины и т.д.
Если человек намерен съехать со съемного жилья, он обязан предупредить хозяина жилплощади минимум за месяц. Если он не предупредил вовремя, депозит ему могут не вернуть”...
Однако все нюансы четко обозначаются в контракте, который подписывают обе стороны. Найти жилье на время в Шотландии можно через агента, который впоследствии еще и контролирует состояние квартиры. Услуги риэлтора стоят 5-10 процентов от цены съема. При этом однокомнатную квартиру в Шотландии можно снять за 550-600 фунтов в зависимости от состояния и района.
В Норвегии система по съему жилья напоминает нашу. Процесс аренды чаще происходит с участием риэлторов. Участие профессионалов в сделках устраняет много проблем, а главное - избавляет от сомнительных, неплатежеспособных жильцов и хозяев - аферистов. Получив свой процент, риэлторы оставляют владельца жилья и его клиента контактировать самостоятельно.
Однако не все владельцы квартир платят налог с дохода от аренды. Если человек, к примеру, сдает квартиру, которую приобрел в кредит, налоги он не платит.
Заметим, что в развитых странах государство обеспечивает юридическую поддержку тем, кто сдает квартиры в аренду. Если квартиросъемщик сбежит, причинив какой-либо материальный ущерб, разыскивать его будет уже не частник, сдавший квартиру, а адвокаты агентства, как преступника, нанесшего урон организации.
Наше же государство никакой аналогичной помощи не предоставляет. Риэлторы сводят квартиросъемщика и арендодателя и на этом их работа заканчивается. Надо понимать, что агентства по недвижимости в любом случае платят налоги в государственную казну, следовательно, с этих сделок государство получает прибыль. Но, как ни странно, никаким образом не защищает интересы арендодателей. Однако во всех странах система налогообложения рассматривается как некий контракт, когда государство, получая деньги в виде налогов, неукоснительно выполняет определенные обязательства перед арендатором и хозяином жилья. |