|
Почем здоровье?
Наше общество постепенно избавилось от проблем и наконец зажило беззаботно. Ха! - горько усмехнетесь вы, приняв эту мысль за очередную попытку средств массовой информации оторвать народ от реальности. Однако так и выходит, и первый признак - исчезновение качественной социальной рекламы
В последнее время очень сильно упало количество социальных роликов на телевидении, а в печатных изданиях вообще не встретишь ничего ориентированного на проблемы общества. Дорога каждая секунда эфира и каждый квадратный сантиметр. “Мы не можем позволить себе заниматься благотворительностью!” - типичный ответ медийного бизнесмена.
Ну а где же, например, художники-плакатисты или режиссеры, что заняты в создании социальной рекламы, спросите вы. Да здесь вообще-то они. Просто большинство из них поменяли свой род деятельности и вслед за ориентирами массы перешли на коммерческую основу. Осуждать их, наверное, нельзя - на одном творчестве далеко не уедешь, быстро проголодаешься...
В то же время на прогнившем в медийном плане Западе, где ой как знают цену секунде эфирной, наоборот, считается престижным наличие социальных роликов, размещенных на собственной волне и собственного производства. Отсюда, может быть, даже и некоторый перебор социальной рекламы в дальнезарубежных СМИ. Они считают за честь подсказать обществу, как жить дальше, как остаться людьми и как окончательно не превратиться современному человеку в строгую, однообразную офисную машину с кучей собственных, никогда не кончающихся мелких проблем и причин-оправданий быть черствым.
При этом сюжеты роликов у них настолько разнообразны и зачастую необыкновенно остроумны, что очень часто попадают в классику мировой рекламы. Это, кстати, касается и печатных проявлений социальной рекламы. У нас же чаще всего все наоборот, например, социальная реклама на городских билбордах превращается в обычное отмывание средств, уж настолько прямолинейно и откровенно безвкусно выполнена работа. Телевизионные ролики не хочется смотреть дважды, понимаешь, что все сделано не за идею, а ради денег. И творчеством там и не пахнет.
Хотя не все так уж и плохо, как кажется на первый взгляд. Все же есть горстка активистов, что специализируется на прививании созидательных мотивов обществу и является основоположником учения о нашем нравственном здоровье. Творческая группа общественного фонда “AURORA”, в качестве руководителей которой выступают Рубен Казарян и Адам Капанов, запускает очень интересный проект под названием “Право на место под солнцем”. Основные идеи - поднятие вопроса толерантности, снижение уровня ксенофобии в республике и развитие правильной моральной и гражданской позиции относительно проблем общества. Первая стадия проекта осуществляется за счет средств, выделенных Посольством США в Казахстане.
И первой темой была выбрана проблема взаимоотношений здоровых людей с инвалидами. Короткометражный фильм, что идет под названием “- Алло, это я!”, расскажет о трудностях человека с ограниченными возможностями. “Это долгосрочный проект, в который будут входить очень разные социальные темы. Первой выбрана тема инвалидов. Фильм об отношениях здорового человека и человека, который имеет какие-либо физические недостатки. Как правило, одна сторона общества помогает им, а другая, наоборот, отталкивает их и отворачивается. Даже, наверное, не половина, а где-то 70 процентов общества ведет себя так”, - рассказывает режиссер фильма Рубен Казарян. В данный момент съемки уже подходят к концу, и где-то через неделю авторы фильма планируют начать монтаж. А еще через месяц мы сможем увидеть его на одном из алматинских телеканалов. Пока участники проекта не хотят называть его, есть вероятность, что канал может отказаться. К слову, в фильме задействованы в основном молодые актеры. На вопрос: “Обращались ли вы за спонсорской помощью к отечественным компаниям?” - Рубен Казарян ответил: “Мы уже работали с посольством США, поэтому, наверное, проект быстро прошел. Но когда дело дойдет до работы над следующими темами, мы будем стараться уже обращаться к нашим организациям и работать с ними”. Под следующими темами Рубен Казарян подразумевал такие направления, как проблемы женщин, национальных меньшинств и взаимопонимания религий.
Кто-то может так рассудить, мол, говорить о проблемах общества сейчас не модно, да еще и невыгодно. Более того, общество само сопротивляется - не нуждаемся, мол, в подсказках, да еще и касающихся нашего нравственного поведения и нашей прямой безопасности, сегодня каждый сам за себя. Однако это не совсем правильно, теряя вот эту тонкую материю и не замечая грани между выгодой рекламы коммерческой и социально значимой, мы просто убегаем от себя, как, по обыкновению, от трудностей.
Кто, как не СМИ, в первую очередь должен озаботиться этой проблемой. Сегодня социальная реклама выпускается в эфир только за деньги. И только в том случае, если мелькнет какой-либо “бешеный” грант. Есть деньги, есть заказ, значит, человек получает возможность задуматься не только о личных проблемах. Ну а в большинстве случаев - нет средств, нет и идей. Между тем даже жесткий бизнес, до мозга костей пропитанный деньгами, может быть ближе к обществу. Это еще называют социальной ответственностью. |