|
Алан Байтенов
Свершилось! Стандарт “Евро-2” в Казахстане введен. Министр транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов сдержал свое слово. Однако Казахстан пока что не почувствует разницы. Все дело в отечественном толковании евростандартов
Как известно, нефтеперерабатывающие заводы работают по программе развития отрасли, рассчитанной на 2009-2015 годы. Первые результаты будут ощутимы только к 1 января 2010 года. Именно к этой дате внутри страны собираются производить топливо не ниже стандарта “Евро-2”. Сославшись как раз-таки на “отсталость НПЗ”, чиновники пока решили оградить внутренний рынок от автохлама старше 12-13 лет. И сегодня запрет уже работает, у автодилеров есть всего месяц с момента введения стандарта, чтобы “закрыть” последние партии.
Введение стандарта “Евро-2” переносили несколько раз. Мы с нетерпением ждали официального сообщения, потому что, в первую очередь, надеялись увидеть презентованные широкому кругу новые нормы прохождения хотя бы технического осмотра.
Однако ничего такого, насколько нам известно, даже и не планируется разрабатывать. Кроме “Технического регламента”, ничего нового относительно стандартов “Евро” мы не увидим в ближайшее время. Этому есть простое объяснение. По всему видно, что внедрение экологического стандарта - не больше чем спланированная рекламная акция. Судите сами, когда на самом деле эти реформы дадут хоть какой-нибудь эффект? Когда обновится автопарк, если принять во внимание катастрофический спад продаж и покупки авто, неизвестно.
Ну а то, что на внутренний рынок правила по новым нормам выхлопа не распространяются и в ближайшем времени не будут распространяться, известно точно. Это, кстати, министр транспорта озвучил сам на правительственном часе в мажилисе, чем лично подтвердил наши предположения: “Должен успокоить всех потребителей, этот стандарт не распространяется на те машины, которые ввезены были до 15 июля. Эти машины будут работать до полного физического износа, и здесь проблем нет”.
Понятно, что так сразу “Евро-2” для внутреннего рынка не введешь. Это повлечет за собой нешуточных размеров волну протеста среди населения. Однако почву готовить к такого рода стандарту можно уже сегодня. И главными помощниками в этом вопросе могут стать новые, более ужесточенные стандарты прохождения техосмотра и модернизированный механизм налогообложения. Однако ничего нового по этому поводу пока что не сказано. Поэтому мы все так же можем пройти “заочно” техосмотр, и до сих пор владелец более грязного и более старого автомобиля платит транспортный налог меньше, чем нового. Это казахстанское ноу-хау!
Отсюда делаем вывод, что новый стандарт “Евро-2” - не что иное, как завуалированная защита внутреннего рынка от старых автомобилей. А экология, на самом деле, в хвосте состава. Это, кстати, подтверждает и заглохший проект по введению более жесткой “семилетки”, который лоббировал бывший министр торговли Владимир Школьник. С его уходом с поста и с введением евростандарта проект благополучно свернули.
Нельзя забывать, что в Казахстане насыщенность транспортом абсолютно неравномерна. Так, например, в регионах можно ограничиться и категорией “Евро-2” на достаточно долгий срок, а в крупных мегаполисах уже вовсю необходимо внедрять “Евро-4”. Думается, каждая область должна вводить свои стандарты, взяв за основу результаты проб “своего” воздуха. Кстати, таким вот образом можно решить еще одну проблему - безболезненно перенести парк автомобилей мегаполисов в те регионы, в которых насыщенность транспортом гораздо ниже.
В общем, до цивилизованного понятия “Евро” нам еще далеко. В первую очередь необходим нормативный документ, который бы регламентировал все отношения в этой области. Существующего “Технического регламента”, естественно, не хватает, так как он работает только относительно импорта. Если же такого документа не будет, это означает только одно - Казахстану внутри не нужен “Евро-2”.
И все-таки хотим еще раз напомнить и привести выдержку из “Технического регламента”: “Автомобили, выпускавшиеся до 1997 года в странах, которые сегодня входят в Евросоюз, не соответствуют нормам “Евро-2”. Автомобили производства США считаются чистыми в выпуске не ранее 1996 года, а более популярная у нас Япония отстает на два года - только 1998 года выпуска автомобиль можно беспрепятственно ввозить и использовать в Казахстане с 15 июля 2009 года”. |