Анна Шелепова
Страховую компанию “Алтын Полис” лишили лицензии на право осуществления страховой деятельности. При этом совершенно невероятным кажется то, что автобусы - “мини-офисы” упомянутой компании - по-прежнему как ни в чем не бывало стоят вдоль проезжей части в нижних районах Алматы. Продавцы продолжают лихо сбывать липовые страховки автовладельцам-растяпам.
О том, какая судьба ждет потребителей, застрахованных в этой компании, корреспондент “НП” выяснил у юристов
Напомним, что еще в апреле Агентство финансового надзора (АФН) приостановило действие лицензии компании “Алтын-Полис” на два месяца. В июне - еще на месяц. А теперь - навсегда.
Как нам стало известно, компания работала с целым рядом нарушений. Причем давно и все об этом знали. Знали все, кроме потребителей, которые так активно скупали страховки именно в этой компании, в результате чего она завладела практически половиной рынка... Это произошло благодаря агрессивной рекламе и недальновидности самих автовладельцев, считают в АФН. Сомнительные продавцы под зонтиками и в микроавтобусах с названием фирмы стояли у больниц, школ, возле оживленных перекрестков, да и просто в людных местах...
Одним из нарушений компании стало то, что она не соблюдала установленные требования пруденциальных нормативов, не исполняла обязательства по страховым договорам. Как нам пояснили в агентстве, у компании были выявлены случаи продажи поддельных полисов. Хотя в этом отчасти есть вина и самих автовладельцев, которые осознанно покупали поддельные полисы. (Более 20 процентов казахстанских водителей до сих пор ездят с липовыми страховыми полисами, а в некоторых регионах страны число подделок превышает 50 процентов.)
Связан этот факт с ростом цены на полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Полис стоит 16 тысяч тенге. Некоторые водители предпочитают экономить и покупать “липу” за одну-две тысячи тенге. Автовладельцы шли к продавцам под зонтиком и просили “левую” страховку “для ГАИ”. Водитель получал фальшивый полис одной из страховых компаний, чтобы предъявлять его полицейским. Но, по сути, он добровольно отказывался от страховых выплат в случае ДТП, так как страховка юридически бессильна.
В итоге компанию лишили лицензии и вовсе. На сайте АФН появилось сообщение, в котором указано, что в соответствии с постановлением правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 16 июля 2009 года компания лишена лицензии.
В данный момент назначена временная администрация страховой компании. Руководитель временной администрации АО “СК “Алтын Полис” - эксперт департамента ликвидации финансовых организаций Агентства финансового надзора Зоя Голева. К сожалению, нам не удалось дозвониться до эксперта. Однако мы дозвонились до юристов компании АО “СК “Коммеск-?мiр”.
Вот как нам прокомментировали ситуацию: “В соответствии с законодательством Казахстана, со дня вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации страховщика, заключенные им договора обязательного страхования ответственности автовладельцев считаются досрочно прекратившими свое действие”.
Теперь автовладельцам необходимо перезаключить договора с другими компаниями на неистекший период действия договора, ранее заключенного с принудительно ликвидируемым страховщиком.
При этом потребитель услуг компании вправе требовать уплаченную им страховую премию полностью, обратившись с соответствующими требованиями на имя ликвидационной комиссии. Обязательства по осуществлению страховых выплат при этом переходят в пределах, порядке и сроках, предусмотренных законодательством РК, к организации, осуществляющей гарантирование страховых выплат по обязательным видам страхования.
А пока до принятия решения об окончательной ликвидации компании у автовладельцев остается надежда на Фонд горантирования страховых выплат. В него можно будет обратиться при наступлении страхового случая. |