Алла Иванилова
Недавно премьер-министр Карим Масимов в очередной раз проинспектировал строительство автобана Астана - Щучинск. Он остался доволен работой дорожников. Однако глава правительства отметил: “Практически все составляющие на сегодняшний день имеют местное казахстанское содержание, за исключением одного - битумного завода”
Страна может выйти из кризиса за счет развития инфраструктурных проектов. Поэтому строительство битумного завода - задача номер один. Над этим вопросом в правительстве работает специально созданная группа.
В те времена, когда ЗИЛ или КамАЗ считались самыми большегрузными машинами, в Казахстане производили советский ГОСТовский битум, рассчитанный для дорог с давлением на ось шесть тонн. После того, как начался рыночный бум, по отечественым дорогам стали колесить многотонные машины, этакие вагоны на колесах, у которых давление 12 тонн и выше.
Естественно, магистральные дороги, не выдержав такой нагрузки, износились. Минтранском как мог латал их. Где удавалось, ложили новое асфальтовое полотно. Однако эти дороги ждал такой же печальный конец. Виноваты в этом не дорожники и даже не компании-подрядчики. Причина куда более банальна - виноват битум. Именно к такому выводу пришли специалисты.
95 процентов этого продукта завозится с близлежащих российских заводов. Нельзя забывать, что в России хватает своих нелатанных дорог, поэтому битум, который перевозится бункерными полувагонами, из-за чего у наших дорожников постоянно очередь, достается Казахстану по остаточному принципу и не выдерживает никакой критики по своим показателям.
Но дело не столько в качестве, сколько в количестве. Власти пытались импортировать материал для дорожного строительства из Ирана. В этой стране пять заводов по производству высококачественного битума. Однако после поставки в нашу страну через Каспий незначительной партии стало понятно - это дорогостоящее удовольствие.
Ежегодно спрос в Казахстане на битум растет. Если в прошлые годы его потребление составляло 220 тысяч тонн, то сейчас - свыше 400 тонн. В 2015-м, как прогнозируют специалисты, Казахстану будет необходимо уже около миллиона тонн битума.
Спрос ощущается не только в нашей стране, но и во всем мире (сегодня потребление составляет 100 миллионов тонн в год). Эксперты заметили, что спрос начал расти в последние годы. И это не случайно. На рынке неожиданно появилось два новых игрока - Китай и Индия. Если в начале второго тысячелетия Поднебесная потребляла около двух миллионов тонн, то сейчас - около 20 миллионов тонн.
Отечественные мужи, “заразившись” их примером, решили: “Чем мы хуже?” После того, как в стране был проведен ряд исследований, выяснилось, что для производства битума как нельзя лучше подходит “каражанбасская” нефть. По своим качествам она - “живой” битум. В свое время Минтранском разработал требования к дорожному полотну в зависимости от климата в каждом регионе страны, а также для того, чтобы исключить проникновение на рынок некачественного материала.
Однако никто из поставщиков так и не смог удовлетворить запросы ведомства. И тогда Башкирский научно-исследовательский институт и компания “Shell” рассчитали качество битума из “каражанбасской” нефти. Оказалось, что оно соотвестсвует всем требованиям Министерства транспорта и коммуникаций.
Производить дорожный строительный материал евростандарта планируется на Актауском заводе пластических масс. На данном предприятии имеется вся необходимая инфраструктура: железная дорога, от магистрального трубопровода пять километров, электроэнергия.
Основная проблема битума: он выпускается в жидкой фазе, наливается в бункерные полувагоны и везется к потребителю. Поэтому его производство осуществляется в основном с весны по осень. Однако отечественные технологии позволят работать круглый год, поскольку могут отгружать твердый битум, который в последующем можно транспортировать вагонами.
Так как нефть должна быть стопроцентно каражанбасской, с “КазТрансОйл” были проведены переговоры по вопросу ее транспортировки. Компания подтвердила, что сможет в чистом виде прокачать в это место миллион тонн нефти, из которой получится 422 тысячи тонн битума. Власти надеются, что удовлетворят потребности рынка. И даже смогут увеличить “прокачку” нефти до двух миллионов. (Всего компания “Каражанбасмунай” добывает 2,3 миллиона тонн в год.) Что касается других акционеров нефтяной компании, китайцев, то если они проявят интерес, то Казахстан с радостью будет работать с ними в дуэте. В таком случае ежегодный выпуск битума составит почти 800 тысяч тонн.
Завершить реализацию данного проекта первоначально планировалось в этом году. Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы, и срок пришлось немного увеличить. Теперь власти обещают сдать в эксплуатацию битумный завод в 2011 году.
Астана |