|
Константин Маскаев
Ежегодно 4,4 миллиона гектаров казахстанской земли поливается всевозможной химией, чтобы уничтожить вредителей. О том, что попутно несет эта химия нашему организму, лучше не думать. Но есть в арсенале ученых и биологические приемы, когда для борьбы с вредителями используются их же естественные враги. Таких помощников можно разводить и содержать в биолабораториях, а в нужные моменты выпускать на посевы, в теплицы. Тем самым можно снизить или исключить применение химических веществ.
Вот об этом мы и говорили с сотрудником КазНИИ защиты и карантина растений академиком НАН РК Жумабаем Исмухамбетовым, который ратует за развитие в стране эффективных и, что важно, безопасных для здоровья людей способов защиты растений от вредителей
Несомненно, “химическая атака” проще, ее эффективность заметишь сразу: в первые же часы или сутки почти 100-процентная гибель вредителей. И фермер-товаропроизводитель спокоен (в сравнении с методом применения биологических агентов, чья эффективность становится заметной спустя значительный период времени). Однако в использовании химических препаратов кроется такой подводный камень: вместе с вредителями погибают и его природные враги (энтомофаги), что, в свою очередь, способствует незамедлительному росту численности выжившей популяции вредителей. Приходится повторно применять отраву. При этом некоторые виды из ряда второстепенных вредителей вследствие гибели естественных врагов становятся основными. А это вновь заставляет использовать химпрепараты в еще больших количествах.
Из поколения в поколение насекомые-вредители приобретают устойчивость к химпрепаратам, и их применение становится экономически нецелесообразным. Сегодня в мире известно более 500 видов устойчивых к тем или иным химическим препаратам вредителей.
В негативном воздействии некоторых химических препаратов на организм человека убеждать ни кого не надо. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно используется около 2 миллионов тонн пестицидов. Их следы обнаруживают в 40 процентах исследуемых образцов сельхозпродуктов. Каждый год происходит 25 миллионов случаев отравления пестицидами. В совокупности это приводит к ухудшению и экологии, и здоровья людей, обедняет животный и растительный мир. Например, в Южном Казахстане в период борьбы с вредителями хлопчатника воздух над полями и окрестностями предельно насыщен парами применяемых препаратов. В густонаселенном регионе непроизвольному отравлению подвергается большое количество людей.
Задачи охраны окружающей среды и выращивания “чистой”, свободной от вредных веществ продукции делает актуальным интерес к альтернативным методам защиты растений и свободным от пестицидов технологиям. Особенно это касается овощных, плодовых культур, винограда, которые потребляются преимущественно в свежем виде. Здесь доля биологического метода должна превалировать над химическим способом, а в последующем метод должен стать основным.
|
Но биологический метод защиты в Казахстане развит слабо и является скорее достоянием исследовательских лабораторий. Меж тем в доперестроечный период в этом направлении работали, а защищаемые данным способом площади превышали 500 тысяч гектаров. Отдел биометода КазНИИ защиты растений изучал, разрабатывал и передавал областным биолабораториям, теплицам эффективные биоагенты, технологии их содержания, разведения и применения. Весьма хорошие результаты удавалось получать в защите овощных культур, что позволяло сократить число мероприятий в теплицах с 10-16 до 1-2. Тогда же тепличным хозяйствам Алматы, Караганды, Рудного, Талгара, Усть-Каменогорска удавалось получать в 2-3 раза больше огурцов и томатов. Этот же вид защиты был успешно использован на полях хлопчатника, в садах, виноградниках.
В годы перестройки отдел биометода КазНИИ защиты растений был закрыт, областные биолаборатории, лаборатории при теплицах прекратили существование. Помещения были приватизированы (на юге, юго-востоке было более 30 таких лабораторий).
Сегодня биологический метод защиты растений в стране почти не используется. Применяют его лишь на небольших площадях хлопчатника в Южном Казахстане, где биоагентов разводят частные лаборатории и реализуют фермерам-хлопкоробам. Частные биолаборатории разводят не местных энтомофагов, а приобретают маточный материал в соседнем Узбекистане. Качество же разводимых энтомофагов, их биологическую эффективность никто не проверяет.
А вот как раз в Узбекистане методы биозащиты растений предпочитают и эффективно используют. Там действует более тысячи частных и государственных биолабораторий. Они защищают до 90 процентов хлопчатника на площадях в 1,3 миллиона гектаров.
Казахстанские биологи уверены, что этот метод защиты растений следует развивать и использовать. В первую очередь - на юге и юго-востоке страны, где развито основное овощеводство, картофелеводство, плодоводство, виноградарство, производство кукурузы, возделывается ряд технических культур, а площади теплиц в ближайшие годы составят 140 гектаров.
По замыслу Минсельхоза республики, в ближайшие годы именно Южный Казахстан должен обеспечить овощами и фруктами страну и стать площадкой для развития экспортного потенциала. Наша газета периодически уделяет внимание этому вопросу и пишет о перспективном потенциале этой сферы бизнеса. И именно в южном регионе следует в первую очередь внедрять и развивать биометод защиты растений как экологически спокойный. Но для этого необходимо, чтобы государство поддержало и ученых, и аграриев.
Средства нужны на разработку научных основ биометода, возрождение биолабораторий. Следует также восстановить отдел биометода в КазНИИ защиты и карантина растений, организовать производственные биолаборатории в Шымкенте, Жетысае, Таразе, Алматы. Штат таких лабораторий небольшой: четыре специалиста зимой и до 10 специалистов биометода в летний сезон.
Казахстанским биологам уже сегодня есть, что выдвинуть против вредителей растений. Еще пять лет назад эффективность защиты хлопчатника от хлопковой совки составляла 45-65 процентов. Но в последние годы отечественные биологи создали в лаборатории биотехнологии КазНИИ защиты и карантина растений биопрепарат “ак кобелек”, показавший гораздо лучшие результаты против вредителей овощных, плодовых, лесных и других культур. Эффект испытания на хлопчатнике в 2007-2008 годах составил порядка 69-78 процентов. Причем для производства в достаточных товарных масштабах имеются площади и предприятия в Степногорске.
В настоящее время защита полевых культур и угодий от особо опасных вредителей химическими препаратами производится за счет средств государства. Поэтому для внедрения метода биозащиты необходимо лишь решение о перераспределении средств. Удаление из нашего рациона лишней химии скажется на здоровье и качестве нашей жизни только положительно. Да и при вступлении Казахстана в ВТО - станет хорошим подспорьем.
Интересно, что расширение торговых связей создает условия для непреднамеренного экспорта вредителей. Так, например, в Казахстан проникли американская белая бабочка - опасный вредитель плодовых и лесных культур (на юге и юго-востоке страны), дынная муха - вредитель бахчевых (юг), золотистая картофельная нематода - серьезный вредитель картофеля (юго-восток). Теперь служба защиты и карантина растений КазНИИ защиты и карантина растений решает задачу не пустить вредителей в другие регионы. Но бой вредителям предстоит дать и в зараженных регионах, локализовать очаги, а затем и ликвидировать их. |