Тамара Копылова
Бытовое насилие в Казахстане растет угрожающими темпами. Большую часть преступлений составляют семейные ссоры и бытовые конфликты. Стране уже не хватает реабилитационных центров для жертв “семейной любви”, а полицейским - полномочий, чтобы предотвращать подобные конфликты
Проблему бытового насилия власти пытаются решить в течение последних десяти лет, сначала на уровне общественных организаций, а последние годы - в законодательном поле. Законопроект “О противодействии бытовому насилию” в МВД начали разрабатывать четыре года назад по поручению главы государства, озвученному на Республиканском форуме женщин. В “семейной конституции” прописали нормы, регламентирующие отношения не только между официальными, но и гражданскими супругами, а также между бывшими мужем и женой.
Потребность в столь скрупулезном исследовании темы вызвана тем, что число преступлений, совершенных на почве ревности и других семейных и постсемейных конфликтов, растет в геометрической прогрессии. Это признает и сам министр внутренних дел Серик Баймагамбетов. У властей нет законодательного определения форм насилия между лицами, состоящими в определенных близких отношениях, а значит, и размыт учет так называемых семейно-бытовых преступлений. “Только за прошедший год их зарегистрировано около тысячи. В текущем году совершено свыше трех тысяч. Сейчас в органах внутренних дел состоят более 32 тысяч лиц, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Начинаясь с мелких скандалов, эти конфликты перерастают в более острые, и порой все заканчивается совершением более тяжкого преступления - убийства”, - заявил глава силового ведомства.
В обсуждавшемся в мажилисе законопроекте власти впервые попытались дать характеристику понятию “бытовое насилие” и разделили его на подвиды: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.
Парламентарии, в один голос выражавшие полное согласие с востребованностью документа, отмечали, однако, что разработчиками упущен важный вопрос о создании кризисных центров: кто и на какие средства должен их создавать. “Муж зачастую пьет, избивает жену, и ей некуда пойти, нет родственников. И наоборот - жена избивает мужа. В связи с этим актуальным становится создание реабилитационных центров, где бы можно было ей спрятаться. Соответственно, получить психологическую, медицинскую помощь”, - считает депутат мажилиса парламента Тито Сыздыков.
Сегодня в стране уже действуют 24 кризисных центра, куда обращаются женщины, пострадавшие от рук своих мужей и сожителей. Но этого количества явно недостаточно. Глава МВД считает, что сеть центров надо развивать. Правда, в вопросе финансирования МВД старается делать акцент исключительно на внебюджетные средства - зарубежные гранты. Мол, они дадут, а мы уж тут распределим по акиматам (именно они являются администраторами данных средств).
Документ в мажилисе одобрили концептуально. Второе чтение парламентарии отложили на осень, чтобы рассмотреть его со свежими силами и мыслями после летних каникул.
Астана |