|
Сейдахмет Куттыкадам
Насколько название “Центральная Азия” соответствует истинному положению этого региона? Этот вопрос далеко не простой и скрывает за собой очень многое. Для сопоставительного примера возьмем наиболее яркий образец - Европу. Оказывается, это понятие имеет географическое, культурное, политическое, а для некоторых даже мифологическое и психологическое определения.
Освальд Шпенглер считал, что “Европа - пустой звук... Все, что имеет имя европейской культуры, возникло на пространстве между Вислой, Адриатическим морем и Гвадалквивиром. И если допустить, что Греция во время Перикла находилась в Европе, то теперь там она больше не находится”.
Нынешнее ее политическое определение заключает в себя Европейский союз и те страны-анклавы, которые она охватывает, скажем, такие как Швейцария и Швеция.
Этот небольшой анализ показывает, как расплывчаты контуры, казалось бы, очевидного и известнейшего объекта
Теперь вернемся к нашему вопросу, который столь же непрост. Этот регион в разные эпохи назывался по-разному: Тураном, Туркестаном, Средней Азией и, наконец, Центральной Азией. И каждое из них имело историко-культурное обоснование. Туран и Иран были двумя полюсами единого древнего ираноязычного мира. Туркестан - “страна тюрок” - был ядром огромного тюркского мира. После его раздела меньшая, восточная часть - Кашгар - отошла к Китаю, а большая - западная - к Советскому Союзу и стала называться “Средней Азией”. То есть срединной землей между севером, Казахстаном, и югом - мусульманским миром. Казахстан отрывался от исторически единого региона и становился “буфером” между Россией и Средней Азией.
С развалом Советского Союза во всем мире прижилось понятие “Центральная Азия” - причем одни включают в него Казахстан, а другие - нет. Это с точки зрения Запада, для которого вся Россия находится в Азии, мы пребываем в дальних ее глубинах.
Но стоит посмотреть на глобус и становится ясно, что этот термин неверно отражает его истинное положение, так как ему больше подходит название “Центральная Евразия”, ведь мы находимся в самом центре великого континента, а в Азии его место совсем иное. Какое? Думается, это определение весьма важно, так как за выяснением истинного местопребывания кроется иное геополитическое восприятие и самоидентификация региона.
В последнее время с подачи Збигнева Бжезинского Южный Кавказ, Прикаспий и Центральную Азию (Евразию) все чаще стали рассматривать как один большой регион. Но у него нет общего названия. И здесь напрашивается название “Западная Азия”. Чтобы убедиться в этом, надо еще раз внимательно посмотреть на глобус. Однако южные кавказцы относят себя к Европе, и потому они вряд ли примут это название. Поэтому можно ввести его в общий оборот применительно к нашему региону, включающему Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. И это будет геополитический термин, отражающий истинное положение вещей.
Об этом свидетельствует соответствие всех трех составляющих.
О географическом я уже сказал. Культурно этот регион всегда был двухполюсным, здесь переплетались кочевничество и оседлость, арии и туры, тюрки и персы, в последние века все насельники говорили на чагатайском и персидском - и этот регион всегда составлял единую и уникальную цивилизацию.
Политически - это осколок бывшего Советского Союза, входящий в зыбкую, но тем не менее существующую организацию СНГ. Кроме того, Западная Азия (я позволю себе перейти на новый термин) входит в состав западной организации ОБСЕ, что отличает ее и Турцию от других стран Азии.
Таким образом, “Западная Азия” намного более соответствует названию нашего региона, чем “Центральная Азия”. Вряд ли стоить объяснять большую историческую и геополитическую важность подобного уточнения.
Теперь о месте и роли Западной Азии в мировой истории.
Мы, обитатели этого региона, слишком долго смотрели на мир и даже на самих себя глазами других и как бы чувствовали свою ущербность.
Но это абсолютно неоправданно. В XII веке до нашей эры, когда здесь находилась в расцвете знаменитая арийская цивилизация и проповедовал первый пророк монотеизма Заратустра, греческая цивилизация только зарождалась, не говоря о Европе. Западная Азия с древнейших времен и до наших дней, была и остается особой великой цивилизацией, возникшей на перекрестке разнообразных цивилизаций, культур и религий - фактическим центром суперконтинента Евразии, т.е. центром мира.
Здесь смыкаются три мировые религии - христианство, ислам и буддизм.
И в нашу бурную эпоху, когда стали просыпаться такие древние соседние цивилизации, как Китай, Индия и Иран, наступает черед Западной Азии. Для этого ей надо осознать свою культурную и политическую уникальность и идентичность и возродиться.
Конечно, такая возможность не всем великим мира сего нравится. Потому что сейчас, когда практически завершен новый передел мира между великими державами, “бесхозной” остается только Западная Азия, и им не хочется упускать “добычу”. Именно поэтому вокруг нее ведутся различные геополитические игры.
Но если Западная Азия хочет сохранить свою самобытность, независимость и стать крупной самостоятельной фигурой на “великой шахматной доске”, влияющей на судьбы всего мира, она прежде всего должна объединиться. |