Алан Байтенов
15 июля в Казахстане введут стандарт Евро-2. Правда, экологическая обстановка от этого не улучшится. Это практически прямым текстом сказал министр транспорта и коммуникаций
“НП” не раз выступало с публикациями по этой теме. Кроме самой сути программы введения экологических стандартов нас интересовал также и другой немаловажный вопрос: почему власти не хотят выступать с официальным объявлением и определением окончательных и бесповоротных сроков введения Евро-2? На что чиновники находили массу отговорок, например, НПЗ только-только начинают работать над программой собственного развития, рассчитанной на 2009-2015 годы, да и с ее финансированием в период кризиса, по всей видимости, туговато.
Кроме того, не было громкого официального сообщения о том, на кого действительно распространятся ограничения. То есть без внимания оставался самый важный вопрос, который не оставлял равнодушным каждого рядового водителя: “Что мне делать с введением Евро-2?” Конечно, что-то по этой теме было прописано в “Техническом регламенте”, однако уповать только на него, как показывает практика, нельзя. Вспомните, сколько раз корректировались сроки введения новых экологических стандартов.
Но наконец министр транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов отважился взять на себя нешуточную ответственность - назвать сроки и, по сути, подписаться под ними. На правительственном часе в мажилисе в понедельник глава МТК заверил всех присутствующих, что на сей раз 15 июля - окончательный срок. В то же время Кусаинов официально успокоил автолюбителей - стандарт будет касаться только вновь ввезенных авто, а все, что уже колесит по дорогам Казахстана, продолжит без изменений двигаться, вплоть до полного износа.
Да и вообще, согласно словам министра, введение Евро-2 никак не ограничивает свободу выхлопа автомобилей, что находятся внутри страны. Не прописаны также и ужесточения в Налоговом кодексе, не пересмотрены методы проведения технического осмотра автомобилей. То есть Евро-2 - только иллюзия, согласно которой Казахстан якобы защищает свой рынок от поступления “хлама” в угоду новым импортным автомобилям. Такой расклад вполне актуален в преддверии вступления страны в Таможенный союз. А понятие экологии, по сути, на самом последнем месте. Это все равно, что на грязное тело натянуть белоснежную рубашку.
Но, как бы там ни было, хотим еще раз напомнить и привести выдержку из “Технического регламента”: “Автомобили, выпускавшиеся до 1997 года в странах, которые сегодня входят в Евросоюз, не соответствуют нормам Евро-2. Автомобили производства США считаются чистыми в выпуске не ранее 1996 года, а более популярная у нас Япония отстает на два года - только 1998 года выпуска автомобиль можно беспрепятственно ввозить и использовать в Казахстане с 15 июля 2009 года”.
Вместе с тем на бумаге в 2011 году Казахстан планирует перейти на режим Евро-3, а к 2014-му даже на Евро-4. Кстати, с НПЗ официально требовать топливо нового стандарта начнут только с 2010 года.
Астана |