Зарина Абденова
Как выясняется, кризис сказывается не только на мировой финансовой системе, но и на психологии современного человека. Всевозможные страхи и предрассудки заставляют многих идти на опрометчивые поступки. Так, например, в США уволенные биржевики снимаются неглиже, в Германии скупают “Капитал” Маркса, а в Казахстане стали массово устанавливать домофонные системы. “НП” решило изучить мировой опыт влияния кризиса на людей
Британцы спасаются от финансовой непогоды, руководствуясь старым добрым принципом: “мой дом - моя крепость”. И в срочном порядке приобретают домашние сейфы. Так, в Великобритании их продажи в октябре увеличились в среднем на 25 процентов по сравнению с предыдущим месяцем.
Такой же эффект наблюдается и во Франции. Жители по обе стороны Ла-Манша, потеряв доверие к банкам, перенесли свои сбережения из финансовых учреждений в “институт семейного очага”. Причем жители Европы не экономят на “железном” хранилище, покупая самые дорогие устройства.
“Люди предпочитают сейфы, произведенные по стандартам Евросоюза, чтобы можно было застраховать их содержимое. Чем выше “еврокласс” сейфа, тем больше сумма страховых выплат”, поясняют британские продавцы в этой отрасли.
В Казахстане похожая ситуация, только вот вместо сейфов казахстанцы отдают предпочтение домофонам. Ажиотаж в выборе “железного охранника” стал актуальным в связи с участившимися ограблениями. Как рассказали “НП” в компании, торгующей домофонами и устанавливающей их, спрос на рынке увеличился в несколько раз по отношению к периоду экономического бума.
Кризис и связанные с ним переживания вызывают сейчас состояние психологического стресса у 80 процентов американцев, сообщает Американская психологическая ассоциация. При этом 60 процентов американцев раздражены или озлоблены, а 30 процентов - жалуются на состояние “исключительно сильного стресса”. В общем, пока нация “чахнет”, фармацевты “цветут”. Впрочем, у американцев имеется и свой “национальный” антидепрессант - пицца, гамбургеры и многое другое. 48 процентов граждан США признались, что во время кризиса они слишком много едят и причем не самую здоровую пищу.
Между тем в нашей стране продажи успокоительных и снотворных лекарств также растут. Однако подобная тенденция отмечается сейчас во всем мире.
Как ни удивительно признавать, но самая “здоровая” реакция на кризис оказалась в Поднебесной. Современные китайцы последствия спада экономики переживают в добрых традициях Запада - обращаются к психотерапевтам.
Необычные тенденции в условиях кризиса наметились в Польше. Здесь молодые ребята массово подались в армию. Они готовы даже платить взятки в военкоматах - и не для того, чтобы “откосить”, а напротив, чтобы получить справку о пригодности к службе. Как объясняют польские социологи, с прошлого года призыв в Польше отменили и армия перешла на контрактную основу. Однако большую роль сыграл и мировой спад экономики. Молодые менеджеры, сотрудники финансовой сферы и другие, потеряв работу, подаются в армейскую “биржу труда”.
В тяжелые времена представления о морали претерпевают радикальные изменения. Так, американский журнал Playboy решил поддержать бизнес-вумен, попавших под сокращение. Издание предложило им обнажиться на своих страницах. Расчет редакции, кстати, легко вычислить. Раньше на страницах Playboy щеголяли в неглиже профессиональные модели, актрисы и спортсменки. Надоело! А вот уволенные обнаженные бизнес-вумен - это что-то новенькое, тем более в кризисное время. Впрочем, фоторедактор журнала Гари Коул призвала своих читателей отнестись к этой затее с чувством юмора:
- Возможно, когда приходят плохие новости, это шанс дать людям возможность улыбнуться, предоставив им новый взгляд на возникшую проблему.
Чтобы попасть на страницы Playboy, работникам Уолл-стрит придется постараться. Журнал нуждается всего в 20 моделях, а уволены уже тысячи. И, кстати, им не будут платить, как, например, Анне Курниковой и другим знаменитостям. |