ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Казахский француз Исследования

Галия Мямешева
Нынешний год является знаковым в жизни Казахского национального университета имени аль-Фараби и нашего государства - это год 75-летнего юбилея первого университета Казахстана. Кроме того, 2009 год знаменателен и для всей философской общественности - это год 60-летия философского образования в Казахстане. В этот особый год празднует свой 60-летний юбилей доктор философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби Бекет Нуржанов. Накануне юбилея состоялась наша беседа о путях современной философии и философов, о месте разума и чувства в культуре XXI века

- Французский философ и математик Блез Паскаль недоумевал: “Сколько натур в одной человеческой натуре! Сколько призваний! А человек выбирает себе занятие наобум, просто потому что кто-то это занятие похвалил...” Как Вы нашли свое призвание? Почему посвятили свою жизнь философии?
- Понимание призвания пришло довольно поздно, когда учился на втором курсе. В КазГУ я поступал три раза: в первый раз поступал на геологоразведочный факультет, хотел быть бородатым геологом, на второй год решил стать историком, сдавал экзамены на исторический факультет. На третий год учел ошибки прошлых поражений и поступил на философское отделение исторического факультета.
Увидел название философского отделения в самый последний момент и решил поступать именно на это отделение, хотя не имел о нем никакого представления, просто понравилось название.
В журнале “Иностранная литература” публиковалось много философского материала, там я увидел имена Камю, Сартра, Маркузе. Но эти имена мне ничего не говорили, и я решил: “Я должен их знать!”
Никогда у меня не было раскаяния, сожаления о сделанном выборе. Даже в тяжелые 90-е годы не было мысли бросить философию и уйти в бизнес.
alt
В сердце Лондона
- Коллеги из Института философии и политологии с любовью называют Вас наш “французский казах” или “казахский француз”. Как Вы пришли к философии постмодерна? И скажите, пожалуйста, что такое постмодерн? Философская игрушка или образ жизни? Могут ли использоваться принципы постмодерна в политике, в политической практике?

- Политика - это первая сфера, где постмодерн проявился раньше всего. Постмодерн - это новая эстетика. Но не в смысле науки о прекрасном, а в том смысле, в каком говорили о ней древние греки и Кант: эстетика - как способ чувственного восприятия мира. Вся западная культура, начиная с Платона, с классической Греции - это культура и культ разума.
Философия без разума невозможна, ибо разум - высший критерий оценки. Все проверяется и соотносится с ним. Постмодерн же - это новая эстетика. В нем поставлен вопрос о чувственности человека не как о вторичном, дополнительном качестве, а как о первичном. Ситуация постмодерна такова: мы сначала переживаем нечто на уровне чувства, а затем превращаем в объект разума.
Постмодерн в политике - это, например, Холокост (как символ, знак). Лиотар любит приводить мысль Адорно: “После Аушвица (Освенцима) мыслить нельзя (1945)”. Загадочная фраза, открывающая широкое поле для интерпретаций.
- Как обладатель гранта “Лучший преподаватель вуза 2007 года” Вы стажировались в университете Беркли (США). В чем специфика образовательной системы США?
- В США очень демократичная система образования и очень высокая культура общения. Обучаясь в университете, студент не забрасывает другие дела. Если кроме математики его интересуют вопросы искусства, тенденции современной философии, то изучать их не возбраняется. На курсы профессора Дрейфуса по герменевтике, постструктурализму, Хайдеггеру, Ницше ходили студенты математики, биологи, информатики, международных отношений. Штудировали курсы основательно, по собственному желанию, для повышения общего культурного уровня. Поступив на математический факультет, можно закончить отделение искусств. Хайдеггер по образованию математик.
- Может ли быть счастливым философ? Изучая биографии философов, невольно приходишь к печальному выводу, что многие из них были несчастны в жизни, не принимались окружением? Меняется ли ситуация сегодня?
- Счастье - это не философская проблема. Философия мало вразумительного может сказать по вопросу, что такое счастье. Боэция с его знаменитой книгой “Утешение философией” можно поставить в контекст проблематики счастья. Философия как умение мыслить философски облегчает восприятие драматических и трагических вещей.
Кроме того, когда у человека все есть, проблема счастья у него не возникает. В эпоху, например, Канта и современную эпоху повседневное бытие людей сильно отличается. Во времена Канта люди умирали от недоедания и эпидемий. Для философа той эпохи проблема достижения счастья, создания универсальных условий для сведения несчастий к минимуму была обязанностью, “ослиным грузом”.
В ХХ веке экзистенциалисты говорят о заброшенности, счастье не является ключевым понятием. Условия жизни человека другие: он сыт, одет, образован. Это низводит проблему счастья к бессмыслице.
- Сейчас Вы занимаетесь национальной идеей. Это возврат к классике, выход к политической философии, новый этап Вашего творчества или что-то другое?
- Ученого питают гранты, честно заработанные деньги. Проблема национальной идеи - это грантовый проект Минобразования и науки. Как грантер, я обязан выполнить работу. Сферу национального вопроса и национальной идеи на Западе называют национализмом. Национализм, согласно их трактовке, это новое направление исследования, возникшее на стыке политологии, социологии, философии, психологии и тому подобного; национализм не означает что-то обязательно плохое, это область человеческих отношений, социальных отношений, которые могут складываться для общества как благоприятно, так и неблагоприятно, носить подрывной характер. Это и умонастроение, и идеология, и способ восприятия мира через ценности нации, этноса, и социальное движение, и многое другое.
Национализм - это могущественнейшее социальное течение, без принятия во внимание которого мы ничего не поймем в социальной истории последних двух столетий. И две последние мировые войны, и освободительные войны носили одежду национализма. Но у национализма есть и позитивное лицо. Каждый из нас является представителем определенной нации. Национально-освободительные движения покончили с колониализмом в негативном его проявлении, благодаря чему позволили расцвести культурам. Однако у нас, к сожалению, по-прежнему сохраняется традиционное, однобокое, одномерное измерение, толкование национализма. Так, например, трактует национализм “Словарь-справочник по международным отношениям” (1999 г.)
- Вместе с другими философами Вы участвовали в разработке “Стратегии философии ЮНЕСКО”, работали в проекте “Философия культуры мира”, инициированном ЮНЕСКО. Сотрудничаете ли с ЮНЕСКО сейчас? Действительно ли реализуются эти идеи на практике? Насколько велики шансы воплощения их в жизнь?
- Проекты ЮНЕСКО - это не просто красивые слова, а деятельность по популяризации и распространению философии в мире с целью усиления критической способности мысли, вооружение ею рядового человека. Терроризм питается отсутствием этой критической способности мысли. ЮНЕСКО запускает проекты для того, чтобы их спонсировали и продвигали национальные комитеты. Философия культуры мира, которой мы занимались, была грантовым проектом для написания учебника. У прежнего президента ЮНЕСКО Фредерико Майора была идея преподавания данного курса в качестве факультативного во всех вузах мира. Для этого мы и создавали учебник.
Философия как умение мыслить философски облегчает восприятие драматических и трагических вещей.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение