|
Минимальное количество - максимальный эффект
На протяжении последних 5 лет, с момента появления у нас бензина и дизельного топлива с многофункциональной моющей добавкой под брендом “Eco Force”, реализуемого компанией “Гелиос”, чего только не приходится слышать об этом горючем - и положительного, и отрицательного.
В прошлом номере “НП” было опубликовано интервью с начальником отдела технологического и качественного контроля ТОО “Гелиос” Светланой Кузьмичевой, в котором она подробно рассказала о назначении моющих добавок и преимуществах топлива, в состав которого они входят. Сегодня мы публикуем продолжение этого интервью
- Светлана Петровна, Вы приобретаете моющие присадки у концерна BASF. Конечно, это знаменитый производитель. Но тем не менее можно ли быть уверенным в том, что эти присадки подходят к нашему бензину или солярке? Все-таки произведено в Германии, где топливо и без добавок намного лучше нашего.
- Безусловно, подходят. Добавки, используемые нами, не закуплены наобум. Прежде чем в 2004 году запустить проект “Eco Force”, мы специально отправили на завод-изготовитель образцы топлива, которым мы торгуем. И специалисты BASF подобрали для этого топлива максимально приемлемый состав добавок.
Вообще используемая нами моющая добавка - это целый пакет компонентов, выполняющий сразу несколько полезных функций. Но чтобы все эти функции реально работали, необходим тщательный подбор компонентов и проведение ряда стендовых испытаний. При этом в BASF нам подобрали не только нужный состав присадки, но и определили оптимальную его концентрацию.
- И велика эта концентрация?
- Соотношение присадки к горючему, грубо говоря, одна чайная ложка на один автомобильный бак. Если быть более точными - 600 граммов на 1 тонну топлива.
Да, концентрация нашей добавки ничтожна. А потому говорить, что это хоть как-то влияет на качество бензина в плане снижения или повышения октанового числа, не приходится - попросту у нее другое назначение.
И, в целом, моющая добавка изначально не предназначена для изменения каких-то физико-химических свойств горючего. Измеряя обычные параметры качества топлива, даже нельзя определить наличие данной присадки в топливе. Но тем не менее при таком малом присутствии она полностью выполняет свою роль. И это - основополагающее требование к присадкам: минимальное количество - максимальный эффект.
- У нас, как всем известно, уже не за горами введение более жестких экологических норм Евро-2. Не означает ли это, что необходимость в ваших присадках отпадет, поскольку сами базовые нефтепродукты станут надлежащего высокого качества?
- Даже при переходе на экологические стандарты Евро-2 и впоследствии Евро-3 выполнить все условия к топливу, выставляемые постоянно развивающимися технологиями автопромышленности, только лишь в условиях нефтеперерабатывающего предприятия невозможно.
Вот мы, к примеру, получаем топливо с Павлодарского нефтехимического завода. И если даже наш поставщик улучшит качество горючего до новых стандартов, то это будет свидетельствовать лишь об “улучшении качества горючего”. Завод не отвечает за решение эксплуатационных проблем, связанных с автомобилем, таких, как защита впускных клапанов от нагара, защита от коррозии и так далее. Это можно реализовать только с использованием добавок. Так что наличие присадок приобретает все большее значение в топливной составляющей автомобильного рынка.
Но это не те присадки, которые использовались в свое время для поднятия октанового числа в бензине (типа тетраэтилсвинца или монометиланилина и тому подобное). И в итоге потребитель рисковал техническим состоянием автомобиля. Замечу: современные двигатели попросту не допустят такого издевательства над собой - такое не пройдет для них бесследно. Сегодняшние современные добавки - это совсем иная ступень технологического прогресса, где улучшение характеристик топлива происходит не грубым изменением его физико-химических свойств, а на более тонком уровне, с минимальным присутствием.
Более того, Всемирная автомобильная хартия (альянс всех автоконцернов) в своих документах, где выдвигаются строго определенные требования к топливу, предусматривает, что современные бензин и дизельное горючее должны в обязательном порядке содержать моющие присадки. Вот, кстати, почему мы и реализовали с 2004 года этот проект.
- А добавляют присадки в топливо на заводе или уже на нефтебазе силами самой компании “Гелиос”?
- В бензины мы сами проводим добавление присадок - на стадии реализации топлива, то есть во время заливки бензовозов, а в дизельное топливо моющая добавка включается на заводе, при отгрузке вагонов в наш адрес.
Мы имеем 7 лабораторий контроля качества и постоянно тестируем оптимизированное горючее на соответствие требованиям нормативов.
- Разве не проще было бы производить смешивание присадки с бензином еще на ПНХЗ в качестве, так сказать, последнего производственного цикла?
- Конечно, добавлять присадки прямо на заводе было бы гораздо удобнее и выгоднее, поскольку отпала бы необходимость в содержании собственного персонала, оборудования, систем контроля и проверки. Но сложность в том, что ПНХЗ поставляет топливо не только компании “Гелиос”. А другие компании-операторы пока не готовы (да и не в силах) доплачивать за использование присадок.
К тому же данные присадки разработаны специально по нашему заказу и являются эксклюзивным товаром “Гелиоса”. И потому мы добавляем присадки исключительно в наши бензовозы, обслуживающие нашу заправочную сеть.
- А как может измениться ситуация на рынке с введением нового экостандарта?
- Не может, а изменится обязательно. Ведь в новом техническом регламенте о требованиях к выбросам автотранспортных средств о качестве топлива сказано: обеспечение чистоты впускных клапанов. Все. Это значит, что без моющих добавок никуда! И тогда или каждой компании, торгующей в Казахстане автотопливом, придется, как и нам, заказывать и закупать подобные добавки, или уже действительно заводу - производителю нефтепродуктов будет иметь смысл самому добавлять присадки для всех своих потребителей.
- А не получится так, что многие продавцы, как, впрочем, и сами заводы, попросту станут закупать самые дешевые и потому малоэффективные (боюсь, что и не очень-то качественные) присадки, произведенные не такими концернами, как BASF, а предприятиями весьма невысокого уровня? Ведь ваши присадки - довольно дорогое удовольствие, не по карману многим. И тем более чем проще пакет добавок, тем ниже его цена, а, следовательно, выше рентабельность продаваемого топлива. Как-никак цена на горючее класса Евро-2 наверняка будет и без того дороже нынешнего.
- Нельзя исключить такой ситуации. И потому, возможно, мы еще долго будем самостоятельно использовать добавки в реализуемых через нашу сеть бензинах и дизтопливе. Замечу, что уже сегодня за счет использования наших добавок горючее “Eco Force” от “Гелиос” по многим параметрам соответствует экостандарту Евро-2.
- Что ж, насколько со временем изменится качество бензина, сказать пока сложно. Но то, почему уже сейчас на заправках “Гелиос” оно превосходит качество горючего у многих других операторов, Вы объяснили вполне доходчиво. Спасибо за беседу.
Беседовал Амиржан Акбаев |