Наталия Цой
По оценкам Всемирного экономического форума, за 2008 год Казахстан по уровню высшего образования и переподготовки специалистов занимает 59-е место против 57-го места в 2007 году. Возможно, этот факт обусловлен тем, что в нашей стране до сих пор не решены многочисленные проблемы организации и деятельности вузов. Безусловно, для того, чтобы не просто вернуть свои предыдущие позиции, но и повысить их в мировом образовательном пространстве, требуется поднять систему образования на международный уровень
Острыми проблемами казахстанского высшего образования являются и “кадровый голод”, который касается не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих обеспеченную жизнь бизнесмена полунищему существованию научного сотрудника, и отсутствие национальной системы оценки качества высшего образования, и высокая стоимость образования, порой неподъемная для гражданина со средними доходами. Не последнее место занимает и коррупция в вузах.
По данным Международного института современной политики, Казахстан испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На 15 миллионов граждан приходится 181 вуз, из них только 51 является государственным. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, например, в Великобритании, на 60,4 миллиона населения приходится 89 вузов.
К слову, в казахстанских вузах обучаются свыше 775 тысяч студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5 миллиона студентов или в Великобритании в 89 вузах учатся 640 тысяч студентов. Диспропорция - налицо.
Кстати, общие расходы на образование со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 миллиона долларов. В западных странах эти цифры намного выше, в Швеции - 18,5 миллиона долларов, в России - 45 миллионов долларов, в США - 267 миллионов долларов...
Недостаток финансирования сказывается и на материально-технической оснащенности высших учебных заведений, и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования. Например, введение таких новшеств, как дистанционное обучение, без этого вообще немыслимо.
В общем, нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции. У нас даже появились вузы с настолько низким уровнем преподавателей, что некоторые выпускники недостаточно хорошо умеют грамотно читать и писать. А материальное неблагополучие населения еще более увеличивает безграмотность и вызывает новый виток невежества в обществе. |