|
Наталия Цой
Больше половины казахстанских школьных учебников стабильно возвращаются разработчикам... на доработку. И даже после такой доработки книги, по которым учатся наши дети, кишат неточностями и грубыми ошибками! Почему? Разобраться в этом попробовали представители Республиканского экспертного совета при Министерстве образования и науки и около 500 экспертов, приехавших в Астану на республиканское совещание по качеству учебников. Среди них авторы книг, независимые эксперты, учителя-предметники, представители издательств и педагогической общественности
В этом учебном году из Перечня учебников и учебно-методических комплексов общеобразовательных школ было изъято 2410 учебников (!), 1107 из них не прошли экспертизу или получили отрицательное заключение. В учебниках повсеместно встречаются стилистические, фактологические, орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. Некоторые материалы просто не соответствуют тестовым заданиям ЕНТ. Практически всегда отсутствует четкое разделение содержания учебных книг на структурные единицы, нарушается логика в изложении материала. О качестве переплета вообще не приходится говорить - настолько оно низкое.
По-прежнему по неизвестным причинам авторами и издательствами игнорируются замечания экспертов. Известны случаи, когда одни и те же ошибки повторялись в уже переизданных (!!!) изданиях.
К примеру, в учебнике “Всемирная история” для 9-го класса найдены подобные перлы: “Имена их остались в анналах истории”, “Закрутился маховик Первой мировой войны”, “Кавказский театр войны”. Из учебника “Химия” восьмиклассники о смеси поваренной соли, песка и глины узнают следующее: “Глина не растворяется и не оседает на дно стакана. Поэтому вода остается мутной”.
Десять лет назад впервые в истории независимого Казахстана появились учебные и методические пособия, обеспечивающие базовый уровень знаний и умений учащихся школы, а также система проверочных заданий. Тогда на конкурсной основе было издано 714 учебников и 1717 учебно-методических комплексов для школ с казахским, русским, уйгурским и узбекским языками обучения. Основным организатором конкурса был Казахский институт образования имени Ы.Алтынсарина, который занимался и организационным, и технологическим процессом.
Очень скоро после пилотного апробирования в школах страны издатели поняли, что их “первая ласточка” нуждается в серьезных доработках. Центр мониторинга качества учебников, созданный при вышеупомянутой академии, должен был исправить предыдущие недочеты, наладив тесное взаимодействие с экспериментальными площадками, авторами и издательствами.
В 2001 году к команде разработчиков школьной литературы подключился Республиканский учебно-методический совет при МОН, отвечающий за теоретическую экспертизу. Совместный проект сразу показал все изъяны: недостаточное финансирование экспертизы учебников, отсутствие авторских прав у МОН на разработанные учебники и учебно-методические комплексы за счет бюджетных средств.
Чтобы как-то исправить ситуацию и сделать отечественную учебную литературу более пригодной, в прошлом году были утверждены новые Правила организации работы по ее подготовке, экспертизе и изданию, определены полномочия министерства и центра “Учебник”. Казалось бы, теперь все наладится. Но по-прежнему, несмотря на все усилия, вопрос качества наших учебников остается открытым.
Министр образования Жансеит Туймебаев убежден, что детям нужна качественная школьная литература, и, выступая на совещании, особо подчеркнул, что издателям необходимо более серьезно подходить к вопросам разработки, руководствуясь государственными общеобязательными стандартами образования. Для этого необходимо подключить к работе все подразделения министерства.
Итогом многочасового совещания в министерстве стали две рекомендации - чиновники решили улучшить качество учебников традиционными методами. Решено, что центр “Учебник” и Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина в ближайшее время создадут школу экспертов, где будут обучать теоретической, практической, санитарно-гигиенической экспертизе. Также в скором времени начнет работу совет по мониторингу учебной литературы, как ожидается, его результаты будут способствовать улучшению качества школьных книг.
За последние три года на экспертизу поступило 13 735 учебников и учебно-методических комплексов, из них не рекомендовано для использования в учебно-воспитательном процессе 4890, не допущено к экспертизе 965, направлено на доработку 2870, изъято из учебного процесса 27. |