|
Наталия Цой
Традиционно в рубрике “Из первых рук” принимают участие собеседники, готовые поделиться секретами своего мастерства. О том, как стать хорошим руководителем и остаться при этом практикующим хирургом, могут ли конкурировать государственные и частные клиники, какое будущее у хирургии, расскажет главный врач алматинской городской клинической больницы №7 (пос. Калкаман) Иван Ли
- Как Вам удается совмещать достаточно разные должности - руководителя и практикующего хирурга?
- Сразу скажу, что за 25 лет врачебной деятельности я не делал перерывов в работе и по сей день оперирую не менее двух раз в неделю. Как специалист, врач и хирург я должен работать постоянно.
Что касается руководителя... Без знания основ управления руководить самой крупной больницей в Республике Казахстан невозможно, так как в этом случае ее деятельность обречена на фиаско.
В свое время, ощутив дефицит знаний в экономике, управлении, юриспруденции, я решил восполнить эти пробелы и поступил учиться заочно в Казахский институт менеджмента, права и международных отношений. И теперь это помогает в моей работе, так как теперь я смотрю совсем с другой стороны на здравоохранение в целом и на саму больницу в частности.
Во-первых, надо уметь считать и планировать предстоящие расходы. А это совсем непросто. Нужно учесть не просто количество больных, а их профиль, посмотреть, как перспективно развивается общество и экономическая ситуация в стране в целом и в Алматы в частности.
Во-вторых, надо знать банк профессиональных людских ресурсов, он довольно ограничен. В городе всего 15 000 медицинских работников, сколько из них хороших врачей и как они мигрируют из государственных клиник в частные - в этом надо хорошо разбираться.
- Каким должен быть руководитель в медицинском учреждении?
- У нас руководители только двух типов: есть те, которые выполняют только руководящие функции, и практикующие специалисты, принимающие непосредственное участие в диагностике лечения и каждый день контактирующие с больным. Именно второй тип руководителя больше понимает необходимые насущные проблемы такого специфического учреждения. Доказательств тому немало, к примеру, наш начальник управления здравоохранения Зауреш Аманжолова находит для себя возможность хотя бы раз или два в неделю оперировать, принимать роды и оставаться специалистом высокого уровня. Потому что истинное предназначение врача - это лечение.
- Одно время много говорилось о том, что был очень большой отток хороших кадров из государственных систем здравоохранения...
- Эти кадры были отлично подготовлены и имели богатый профессиональный опыт работы, но из-за маленькой заработной платы уходили в частные структуры, которые платили в три-четыре раза больше, и именно благодаря им сегодня частное здравоохранение у нас развито очень серьезно: около 20 процентов медицинских услуг уже оказывают частные центры. Это колоссальный объем работы. В тот период государственные больницы не могли конкурировать с частными клиниками в плане соответствия достойной оплаты своим сотрудникам.
- Могут ли сегодня частные клиники конкурировать с государственными?
- Дело в том, что каждый частный центр специализируется на чем-нибудь одном и оборудование закупает соответствующее, а когда больница многопрофильная, то все отделения должны быть обеспечены профессиональным оборудованием. Сделать это руководителю крупного медицинского учреждения гораздо труднее, так как закуп делается за счет бюджета, который и ограничивает объемы покупок. Поэтому естественно, что по многим позициям частные клиники выигрывали.
В тот период в основном развитие шло именно в этом направлении. По прошествии времени ситуация изменилась, и с экономической точки зрения в лучшую сторону. Мы сейчас закупаем столько оборудования, что ни одна частная клиника конкурировать с государственной уже не может. Например, если частная клиника закупает магнитно-резонансный томограф, то самый дешевый и простой - на 0,5 тесло. Государственные же больницы могут себе позволить купить самый лучший образец, который существует на сегодняшний день, - на 1,5 тесло, гелевого наполнения, со всеми сосудистыми программами - это аппарат, который вне конкуренции.
Мало того, мы можем сразу же купить и компьютерный томограф, а это уже роскошь, позволительная лишь государственным структурам. На сегодняшний день в 7-й городской больнице это оборудование есть, работает в круглосуточном режиме, и по экстренным показаниям эта помощь оказывается вообще бесплатно. Может ли частная клиника позволить себе такое? Нет! Таким образом мы уже вернули к себе часть экстренных больных.
- А как обстоит вопрос с заработной платой?
- За прошедшие два года государством реализованы очень серьезные программы по поддержке госслужащих, в том числе и медиков. Трижды в течение двух лет происходило повышение заработной платы, каждые полгода-год надбавка составляла 25-30 процентов. Сегодня хирург высшей категории, работающий на полторы ставки, зарабатывает больше 100 000 тенге, медицинская сестра с высшей категорией и стажем работы - до 60 000 тенге. Активно в этом деле помогает система дифференцированной оплаты труда, когда в зависимости от категории, стажа и так далее заработная плата заметно растет. Например, между первой и высшей категорией врача разница в 16 000 тенге.
На современном этапе частному бизнесу очень тяжело: они не имеют возможности обеспечить прирост зарплаты, и медицинский персонал государственных структур оказался в более выгодном положении. В последнем послании президент четко сказал: “Наши работники сферы ни в коем случае страдать не будут. В 2010 году к зарплате добавится 25 процентов, в 2011-м - еще 30”.
- Как практикующий специалист, скажите, какое у хирургии будущее?
- Сегодня медицина развивается такими семимильными шагами, что порой практическое здравоохранение не успевает за развитием инновационных технологий. Мы уверены, что будущее однозначно за хирургией. Одно из первых направлений - это трансплантация органов. На сегодняшний день активно разрабатываются новые законы и положения о том, чтобы пересадка таких органов, как почки, печень, сердце, костный мозг, стала такой же рутинной операцией, как во многих развитых странах Европы.
Также будущее за лазерной хирургией, о которой мы уже говорили. Я думаю, это эндоскопическая хирургия, которая сейчас уже может практически все. Конечно, не умаляются достоинства общей хирургии, когда в экстренной ситуации хирург может оказать помощь на открытой ране.
- Существует ли перспектива бесшовных операций?
- На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что бесшовные методы оперативного вмешательства, так называемые эндоскопические методы, имеются, более того, с каждым годом мы все больше увеличиваем количество и круг тех операций, которые мы делаем эндоскопически. За прошлый год сделано 89 таких операций, и с каждым годом мы будем увеличивать их число. То есть развитие эндоскопической хирургии, лапароскопической хирургии позволит избавить многих пациентов от рубцов и швов, которые в последующем приносят определенные неудобства.
Второе направление бесшовной хирургии - лазерная хирургия. С помощью лазерного луча можно определенным способом лечить внутри, не повреждая наружных кожных покровов. В частности, при межпозвоночной грыже проводится операция, которая называется “лазерная нуклеотомия”, когда лазером “выпаривается” межпозвоночная грыжа диска. Делается это при помощи электронно-оптического преобразователя, который позволяет при помощи трехмерной оси сконцентрировать лазерный луч на заданной глубине. Пока больше нигде в республике такие операции не делаются. |