Анна Шелепова
На неделе в Алматы была презентована Целевая программа по развитию в Казахстане научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли в области создания беспилотных авиационных комплексов (БАК) на 2009 - 2020 годы. Другими словами, в стране планируется открытие производства беспилотных комплексов. Потребность в “летающих роботах” возникла с целью удешевления различных работ, к примеру, охраны границ, экологического мониторинга, обнаружения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
Главными сферами применения беспилотных комплексов станут также антитеррористические мероприятия, охрана правопорядка, охрана природных ресурсов, мониторинг объектов промышленности, транспортной и энергетической инфраструктур, мониторинг сельскохозяйственных угодий.
По словам президента одной из авиакомпаний Александра Топорова, рынок беспилотных авиационных комплексов в мире насчитывает десятки миллиардов долларов. Главная цель отечественного проекта - развитие научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли в области создания беспилотных авиационных комплексов. Они будут использоваться не только для внутренних потребностей страны, но и поставляться за рубеж. Поскольку отечественное производство будет значительно дешевле европейского.
В настоящее время 49 стран занимаются разработкой беспилотных летательных аппаратов военного и гражданского назначения. По официальным данным, миру известны 789 наименований беспилотных авиационных комплексов (БАК). Наибольшее количество наименований БАК в США - 288. Затем следуют Израиль - 62, Франция - 56, Великобритания - 45 и Россия - 35.
Одним из перспективных направлений в развитии современной авиации являются пилотно-беспилотные летательные аппараты. Они представляют собой самолеты или вертолеты с реализованной в них возможностью тройного управления: находящимся в кабине человеком-пилотом, дистанционно с помощью оператора наземной станции управления или полностью автоматически по заранее заложенной программе полета.
По прогнозам, через 10-15 лет уровень развития беспилотных комплексов будет настолько высоким, что они смогут успешно решать все задачи, которые в настоящее время решают пилотируемые летательные аппараты. В гражданской сфере - обнаружение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический мониторинг, поиск и спасение пострадавших людей и терпящих бедствие судов, сельскохозяйственная авиация, мониторинг технического состояния промышленных объектов, транспортной инфраструктуры, нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи, наблюдение за правопорядком и борьба с терроризмом.
Для реализации программы по созданию беспилотных авиационных комплексов создано партнерское объединение, в которое входят частные отечественные компании и российская корпорация “ИРКУТ”. Специалистами этого объединения определен и испытан ряд интегрированных многоцелевых комплексов, которые уже сейчас могут быть представлены потребителям. Причем доля казахстанской составляющей уже сегодня равна 30-50 процентов (в зависимости от поставленной задачи), в дальнейшем планируется довести этот показатель до 80-90 процентов.
Компании совместно с Ассоциацией сверхлегкой авиации Казахстана проводят работу по формированию предложений в рамках законодательной базы по использованию беспилотной авиации в едином воздушном пространстве республики, поскольку сегодня не существует никаких условий для развития этой подотрасли.
Что необходимо сделать, чтобы пока еще “закрытые” небеса стали короткой и удобной дорогой над 9-й территорией мира, комментирует Умирбек Кенесбаев, президент Ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана: “В Казахстане нужны условия для своего производства. Нужно начать хотя бы с маленьких беспилотных летательных комплексов. После развала Союза интеллектуальный потенциал остался, но производственных мощностей не сохранилось. Мы оказались на обочине развития авиации”.
По словам Умирбека Кенесбаева, крайне остро стоит вопрос по использованию воздушного пространства. “Мы одно из редких государств, где не существует воздушного кодекса, что является главным фактором сдерживания развития воздушной авиации. В стадии разработки находится новый закон “Об использовании воздушного пространства”. Он, как мы считаем, будет прологом для создания воздушного кодекса. То законодательство, которое сейчас существует, даже не включает в себя понятия сверхлегкой авиации. По сути, получается, что у нас пока нет возможности заложить основы для реализации подобных проектов”. |