|
Алан Байтенов
Мининдустрии и торговли хочет наладить экспорт национального напитка кумыс за рубеж. Первой страной, куда потекут квашеные реки, обещает стать Япония. Возможность экспорта рассматривается совершенно серьезно - этим занимается АО “Корпорация по развитию и продвижению экспорта “KAZNEX” при АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”
Если посмотреть Толковый словарь Владимира Ивановича Даля, кумыс - продукт брожения кобыльего молока, который особенно популярен у кочевых народов. Основной секрет приготовления кумыса в том, чтобы естественным способом (без добавления спирта) добиться алкогольного брожения молока. Этот напиток существовал еще в V веке до нашей эры. Тогда его впервые в своих записях упомянул Геродот. Однако этот напиток, который изменяет свой градус в зависимости от возраста, до сих пор популярен и у нас, оседлых горожан. При этом не каждый из нас помнит о его целебных свойствах, которые всегда были в почете у народа и в свое время у таких видных ученых, как Боткин и Склифосовский.
Но если отойти от его “скрытых” свойств, в первую очередь, это напиток, который прекрасно утоляет жажду, причем не имеет большого значения, какой температуры он - теплый или холодный. Вообще технология производства кумыса не является коммерческой тайной. Более того, стоимость производства этого напитка в Казахстане не намного превышает себестоимость любого другого кисломолочного продукта. И, возможно, поэтому он сыскал коммерческую популярность среди производителей и широкого круга населения в последнее время, когда возродилась традиция квасить его в промышленных масштабах и продавать в крупных магазинах. Однако успех кумыса на отечественном “понимающем” рынке, вполне возможно, не дает покоя отечественным чиновникам, которые в нем разглядели новый стратегически важный экспортный продукт.
Кисломолочный напиток теперь планируется выпустить на внешний рынок. О рассмотрении такой возможности сообщил министр индустрии и торговли Владимир Школьник. Пока что вопрос об объемах производства и базе, на которой будет изготавливаться экспортный вариант отечественного эликсира, остается открытым. Однако ликвидность экспорта сейчас прорабатывается корпорацией “KAZNEX” при ФНБ “Самрук-Казына”.
История возможного экспорта кумыса началась с того, что японские ученые, взяв на пробу порцию казахстанского напитка, провели обширное исследование. Экспертиза новыми средствами и технологиями открыла совершенно неизвестные для них перспективы использования кумыса. Здесь вам поднятие и поддержка иммунитета, и, конечно же, великолепные тонизирующие свойства. В общем, ознакомившись со свойствами нашего национального напитка, японские ученые выдвинули целую теорию по кумысолечению нового поколения. Основой которого, конечно же, является лечение легочных болезней.
Казахстан первый получил предложение о поставке кумыса за рубеж заслуженно - наша страна сегодня является крупнейшим производителем этого напитка в мире. Однако, по словам директора аналитического департамента “KAZNEX” Раушан Казбековой, пока что рано думать о серьезном экспорте кумыса за рубеж. Как всегда, в дело вмешались всевозможные стандарты безопасности для внешнего рынка и, что неожиданно, недоступность информации по экспорту и производству, столько необходимой для расчета ликвидности нового для зарубежья продукта.
Оказалось, что кумыс как отдельный продукт для экспорта не классифицируется ни в Казахстане, ни в мире. По словам Раушан Казбековой, даже в товарной номенклатуре для внешней торговли нет определенного кода этого напитка. Кумыс, шубат входят в перечень “Прочие молочные продукты” со всевозможными йогуртами, например. Следовательно, выделить цифры по экспорту или импорту кумыса сегодня практически невозможно. “Если запрашивать информацию в Таможенном комитете, то эти органы ссылаются на то, что эта информация считается конфиденциальной и предназначена она только официальным органам и ведомствам. А мы в эту категорию не входим”, - комментирует Раушан Казбекова.
Вот такой вот казус в самом начале. А еще вполне возможно, что экспортный вариант кумыса начнут сдабривать всевозможными консервантами, от которых он потеряет свои главные лечебные свойства. Поэтому, помимо решения вопросов транспортировки, поиска специальной тары, необходимо создать новую технологию сохранения всех его лечебных свойств на протяжении нескольких месяцев.
Но и это, как оказалось, не самое главное в вопросе экспорта национального напитка за рубеж. Если уж выпускать кумыс за пределы страны, необходимо найти рынки с устойчивым спросом на специфичный продукт. По мнению нашего эксперта, “выйти на внешний рынок непросто, так как там очень много стандартов безопасности продукции и стандартов упаковки. Прежде чем вывести продукцию на рынок, мы должны убедиться сами и убедить других, что эта продукция не опасна для потребителя”.
В общем, вот так начался тернистый путь нового, стратегически важного продукта для Казахстана на внешний рынок. Хотя кто знает, может быть, кумыс со временем станет новым всемирным, объединяющим Европу и Азию напитком. Ну согласитесь, не все же править темной сладкой газировке. Вспомните: она тоже раньше считалась лекарством. Кстати, если что, у нас в запасе есть и еще одно национальное ноу-хау, а именно, экологически чистое топливо - кизяк. |