Юлиана Жихорь
В период кризиса каждый выкручивается как может. Кто-то для привлечения теряющих платежеспособность клиентов снижает стоимость своих товаров (услуг), другие, особенно занимающие монопольное положение на рынке, напротив, увеличивают. К последним относится и крупнейший аэропорт страны - алматинский, подавший заявку на 100-процентное повышение тарифов за взлет-посадку
В среду вечером в Агентстве по регулированию естественных монополий состоялись общественные слушания по рассмотрению этой заявки.
Первым взяли слово представители аэропорта. Почти 40 минут начальник управления планового отдела и вице-президент АО “Международный аэропорт Алматы” рассказывали об истории и современности воздушных ворот южной столицы, технических особенностях управления ими и последней модернизации аэродрома.
Почти 30 минут было уделено технологическим новеллам и политическим выгодам введенной в строй в прошлом году второй взлетно-посадочной полосы, отвечающей суперсовременным стандартам. (При этом замечалось, что реконструкция аэродрома привела к увеличению ликвидности активов аэропорта.)
“Это не просто полоса. Она позволит садиться судам при условии ограниченной видимости”, - заявил вице-президент АО Серик Абишев. Добавив, что “уходы на запасной аэродром сократились в два раза”.
Кстати, депутаты парламента так не считают. Буквально месяц назад мажилисмен Турарбек Асанов возмущался тем, что вторая взлетно-посадочная полоса стоимостью 143 миллиона долларов не оправдывает надежд: 19 ноября прошлого года алматинский аэропорт не смог ни отправить, ни принять ни одного самолета, а 17 января нынешнего года борт из Амстердама в Алматы 4 часа кружил над городом, но в итоге совершил посадку в Караганде.
На слушаниях как-то между делом прозвучало, что срок окупаемости новой ВПП - 5 лет, а на ее строительство аэропорт привлек заем в размере 50 миллионов долларов с обязательством погасить его уже через два года, к 2011 году.
Именно это и вызвало, судя по всему, желание повысить тарифы на взлет-посадку. Бухгалтер авиакомпании “Эйр Астана” поинтересовался, не собирается ли аэропорт сделать из авиакомпаний соинвесторов уже готового объекта. А специалист отдела снабжения национального авиаперевозчика Зауре Сейтжанова резонно заметила, что в условиях кризиса двукратное повышение аэропортовских сборов приведет к росту цен на авиаперевозки: “Пассажиры не могут нести на себе такие расходы”.
На что авиакомпания получила очередной пространный ответ о важности и модерновости второй взлетно-посадочной полосы и предложение Серика Абишева “не брать в расчет кризис”: “Кризис пройдет, а документы останутся”. Более того, он обратился к представителям АРЕМ с просьбой, “чтобы вопрос не был решен в одностороннем порядке”: “Авиакомпания у нас одна, а аэропортов 16”.
Представители авиакомпаний обиделись и попросили аэропорт взглянуть на список казахстанских авиперевозчиков. А заодно возмутились идеей не обращать на кризис внимания. Ведь некоторые перевозчики уже пошли на снижение своих тарифов, порой убирая из них даже топливный сбор: “Чтобы наши пассажиры, граждане Казахстана, не страдали”.
Кроме того, в ходе общественных слушаний выяснилось, что на кризисное снижение своих тарифов пошли и многие аэропорты мира. И лишь алматинский коллега решил “под шумок” подзаработать и экстренно погасить свой кредит - стоимость нелицензируемых аэропортовских услуг (подлежат лицензированию всего пять услуг, в том числе и взлет-посадка) в последнее время поднялась на 100-150 процентов.
“Авиакомпания “Эйр Астана” уже терпит убытки, - заявила Зауре Сейтжанова. - Если “Эйр Астана” примет предлагаемые условия, она сама себя может загнать в угол”.
Пока вопрос о возможности повышения или неповышения тарифов решается в АРЕМ, старший вице-президент национальной авиакомпании Ербол Оспанов надеется, что государство станет на сторону граждан. “Мы работаем, в первую очередь, для казахстанцев. В конце концов, мы все пассажиры”, - сказал он.
Астана
P.S. В настоящее время стоимость билета авиакомпании “Эйр Астана”, например, по маршруту Алматы - Москва составляет 37500 тенге. Аэропортовские сборы “утяжеляют” цену билета на 7870 тенге. Из них 5565 тенге - собственно аэропортовские сборы (в том числе и за взлет-посадку), 2605 тенге - топливный сбор. |