Алла Иванилова
Особенным детям порой сложно адаптироваться в обществе. Привычное для всех - для них в диковинку. Они незаметны для окружающих и держатся особняком. Чтобы вовлечь таких детей в социум, в Казахстане реализуют проект “Тренировка жизни”
“Особенные дети” - таким термином принято называть тех, чье развитие отличается от нормы. В силу особенностей здоровья у них возникают трудности в использовании так называемых психологических орудий (языка, письма, чисел). Это приводит к тому, что их развитие начинает идти своим, “особым” путем. Одно из самых распространенных нарушений - аутизм. Мир, в котором живут “особые” дети, отличается от мира обычных детей. От появления в семье такого ребенка не застрахована ни одна семья. В Казахстане немало особых детей, и с каждым годом их становится больше. Сейчас все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое отношение к ним.
Один из наглядных примеров - проект “Тренировка жизни”, который на костанайской ярмарке социальных идей стал одним из лучших. Его инициаторы группа “Аманат и К” первоначально работали с детьми среднего возраста. Но потом поняли, что их подопечные растут, а вместе с ними - и необходимость в другой поддержке. Самое главное - научить “особенных” детей быть самостоятельными, влиться в общество. Таким образом, инициаторы проекта в прошлом году ввели одним из направлений в своей работе выход в социум. На тот момент среди подопечных были подростки в возрасте от 10 до 13 лет. С ними выходили в различные общественные места, причем без предупреждений. Например, учили детей самостоятельно ездить на общественном транспорте, расплачиваться за проезд. На четыре ребенка были два педагога. Перед началом любого “испытания” проводили определенный инструктаж, проверяли, помогали, подсказывали. Места для проявления самостоятельности выбирали в соответствии с сегодняшним днем. Например, нравятся ребенку машины - пошли на автомойку. Договорились с руководителем и провели там больше часа, наблюдая за процессом. Как подчеркивают педагоги, все, к кому обращались за помощью во время таких выходов в люди, проявляли понимание и соглашались помочь. Инициаторы проекта сделали наблюдение - когда дети выходят за пределы учреждения и их помещают в социум, они становятся другими. Все результаты работы снимают на видео, чтобы показывать родителям. Дома полученные навыки закрепляются. В этом году специалисты “Аманат и К” предложили дополнительный курс обучения детей с ментальными и иными нарушениями навыкам самостоятельного проживания в условиях, приближенных к реально бытовым. Проект удалось реализовать благодаря ярмарке социальных идей, проводимой не первый год по инициативе костанайского облуправления внутренней политики. То, что проект стал одним из победителей конкурса, говорит о том, что общество поддерживает эти инициативы. Проект его инициаторы назвали “Тренировкой жизни”. “Особенные” дети учатся ухаживать за собой, готовить завтрак, мыть пол или посуду, ходить в магазин за продуктами. Они активно общаются между собой и помогают друг другу. Специалисты учили детей делить обязанности и брать ответственность. С каждым ребенком совместно расписывали программу действий, согласно которой выполняли определенные обязательства. Таким образом, потихоньку педагоги приучали детей ко многому. Родители также поддерживают их во всем. В итоге от отторжения пришли к принятию. Результаты были отличные. Обучение проходило в арендованном доме в условиях, максимально приближенных к бытовым. В этой связи бюджет проекта потратили на аренду, обеспечение дома необходимым оборудованием, инвентарем, предметами быта. Получив грант на свой проект, инициативная группа решила не останавливаться на достигнутом. Из-за карантина пришлось сделать “перерыв” в работе. Но родители дистанционно отчитываются, насколько изменилось поведение детей. В перспективе специалисты “Аманат и К” хотят организовать профориентационные курсы для особенных детей, чтобы они могли потом найти свое призвание во взрослой жизни. Также костанайская инициативная группа намерена открыть большой центр помощи таким детям. Если сейчас офис группы размещается всего на 100 квадратах, то новый центр должен быть как минимум на тысяче и оснащен всеми необходимыми ресурсами по всем направлениям и для всех возрастов.
Нур-Султан
|