Ботагоз Омар
Минэнерго рассчитывает до 2015 года полностью покрыть внутренний рынок бензина и авиакеросина отечественной продукцией, отказавшись от импорта. Впрочем, главный энергетик страны не уверен в состоятельности этого проекта, указывая на ряд деталей, которые могут потребовать коррекции в ближайшее время
На этой неделе депутаты мажилиса назвали цены на авиакеросин в аэропортах Астаны и Алматы самыми высокими в мире. Напомним, что ситуация на керосиновом рынке уже давно обсуждается и обывателями, и политиками. С поручением разобраться в этом вопросе обращался к правительству и глава государства.
На прошедшем в понедельник правительственном часе с участием министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева депутат Серикжан Мукашев посетовал, что именно стоимость авиакеросина не дает национальному перевозчику, компании “Эйр Астана”, понизить тарифы. Он добавил, что одним из крупнейших грузовых перевозчиков, компанией “Люфтганза Карго”, недавно были прекращены транзитные полеты через Астану для перевозки грузов из Европы в страны Тихоокеанского региона именно из-за дороговизны авиакеросина на территории нашей страны. По информации народного избранника, теперь выбор перевозчика пал на город Красноярск.
В своих докладах министр постоянно твердит о том, что Казахстану приходится считаться с 50-процентным импортом авиакеросина из Российской Федерации. Учитывая такие внешние факторы, вряд ли удастся повлиять на ситуацию на этом рынке. Главный энергетик страны убежден, что в прошлом году казахстанские производители и так сделали все возможное, “беспрецедентно нарастив производство” данного вида топлива (до этого наша страна импортировала у северного соседа 65 процентов авиакеросина). При этом Сауат Мынбаев отметил, что до января этого года стоимость данного продукта нефтехимии “всегда была заметно ниже европейской”. С середины января ситуация изменилась, поскольку резко упали мировые цены.
Уже на следующий день после обсуждения этой темы в стенах парламента министр доложил о сложившейся ситуации в ходе заседания Кабмина. Как оказалось, министерство рассчитывает до 2014 года выйти на нулевую потребность в импорте авиакеросина.
Если верить прогнозам ведомства, то постепенно такая же динамика будет наблюдаться на рынке бензина. Так, по подсчетам специалистов по импорту, импорт АИ-92 и АИ-93 будет возрастать до 2012 года, в 2013 году произойдет резкое снижение с выходом на нулевой рубеж в 2014 и 2015 годах. “Это не означает, что по фактам будет совсем ноль. Наверное, мы от интеграционных процессов с Российской Федерацией никуда не денемся, но это будет означать возможность закрытия полных потребностей на внутреннем рынке за счет собственных перерабатывающих мощностей”, - добавил глава Минэнерго.
В целом проектные мощности трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов во времена Союза оценивались в 17 миллионов тонн. После 90-х они пошли на убыль и на сегодня оцениваются в 14,5 миллиона тонн. “Но фактически мощность еще меньше, поскольку есть вопросы по транспорту, технические ограничения”, - отметил Сауат Мынбаев. По его словам, в 2009 году планируется перерабатывать 13,5 миллиона тонн черного золота. Таким образом, страна приблизится к верхнему потолку мощностей по переработке.
|
Высокий градус ситуации |
Для модернизации заводов разработан комплексный план, в соответствии с которым планируется вывести Атырауский нефтеперерабатывающий завод с объема 4,3 миллиона до 5 миллионов тонн. На это потребуются инвестиции в размере 1,891 миллиона долларов.
По Шымкентскому нефтеперерабатывающему и Павлодарскому нефтехимическому заводам планируется нарастить ежегодную мощность на 800 тысяч тонн и 1 миллион тонн соответственно. Это предполагает вложения 680 и 570 миллионов долларов соответственно.
Для реализации этих задач планы по реконструкции и модернизации НПЗ должны быть отражены в инвестиционной программе АО “Национальная компания “КазМунайГаз”. По итогам совещания премьер дал соответствующее поручение руководству ФНБ “Самрук-Казына”. При этом он заострил особое внимание на необходимости строительства битумного завода. В марте завершится разработка ПСД по данному проекту и, как обещают представители КМГ, практическое строительство начнется на базе Актауского завода пластмассовых изделий во второй половине этого года.
- Мое мнение, что это именно та сфера, куда необходимо инвестиции делать, чем рисовать воздушные замки с какими-то потенциальными рынками сбыта, - резюмировал премьер. - Поскольку за этим циклом падения опять возникнет неизбежный рост, и опять мы будем испытывать дефицит нефтепродуктов. И сейчас такой период, когда мы можем проинвестировать производство с гарантированным потреблением, по крайней мере, внутри страны.
По информации Министерства транспорта и коммуникаций, потребность Казахстана в битуме составляет 450 тысяч тонн.
Астана |