|
Ботагоз Искакова
На днях Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана распространило данные о том, какие инновации применяют в автодорожной отрасли. Помогут ли они улучшить международные рейтинги нашей страны, оказавшейся на 115-м месте по качеству дорог из 137 стран мира?
В венчурном мире “единорогами” принято называть стартап-компании, капитализация которых превысила один миллиард долларов США за пять лет. Не исключено, что и в нашей стране родилось немало таких “единорогов” на одном только строительстве дорог. Ежегодно на эту сферу выделяют средства как из государственного, так и из местных бюджетов. Так, в апреле на заседании правительства глава МИИР Бейбут Атамкулов говорил, что в этом году бюджет автодорожной отрасли составляет 680 миллиардов тенге, из которых большая часть, 421 миллиард, уйдет на республиканскую сеть и 259 миллиардов - на местную. Этих денег хватит, чтобы выполнить работы по строительству и реконструкции четырех тысяч километров республиканской сети автодорог и охватить 1,5 тысячи километров дорог капитальным и средним ремонтом, из которых до конца года будут завершены работы на 1,1 тысячи километров. В сумму, предназначенную для ремонта местной сети автодорог, включены 4,1 миллиарда тенге, необходимых для выкупа земельных участков под дороги в городах Нур-Султане и Алматы. Ведомство планирует, что по итогам этого года доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии на трассах республиканского значения будет доведена до 89 процентов, местного значения - до 75. Эти цифры не сильно отличаются от данных прошлого года, когда доля таких дорог составляла 88 и 71 процент соответственно. В целом же в ближайшие пять лет планируют построить и реконструировать десять тысяч километров автодорог и провести капитальный и средний ремонт 11 тысяч километров дорог республиканской сети. Предполагается, что в рамках программы “Нурлы жол” общий объем финансирования автодорожной отрасли составит 3,5 триллиона тенге. За это время доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100 процентов, протяженность дорог I и II технической категорий увеличится до 60 процентов, доля платных дорог - до 45. Три года назад глава Комитета автомобильных дорог МИИР на брифинге говорил о том, что в нашей стране строительство одного километра дороги стоит от 500 тысяч до двух миллионов долларов. Стоимость зависит от категории дорог, от качества и состава покрытия (цементо-бетонного или асфальтового), наличия искусственных сооружений, мостов и путепроводов. Все познается в сравнении. Например, по данным доктора экономических наук из России Никиты Кричевского, долгие годы занимавшегося расчетами стоимости дорог в разных странах мира, средняя стоимость строительства одного километра дороги в Китае составляет 2,2 миллиона долларов, в ЕС - 6,9 миллиона долларов, в США - 5,9 миллиона. В России, согласно Федеральной целевой программе, средняя стоимость километра в 2010-2015 годы составляла 17,6 миллиона долларов США, при этом в ряде регионов она достигала 40 миллионов долларов. Российские эксперты обосновывали это суровыми климатическими условиями, в результате чего на дорожное полотно уходит гораздо больше материалов в сравнении с той же Европой, и большими издержками на транспортировку сырья, учитывая расстояния внутри страны. Между тем, несмотря на эти затраты, Россия по результатам последнего рейтинга Всемирного экономического форума заняла 114-е место по качеству автомобильных дорог (quality of roads), а Казахстан - 115-е. Всего в нем приняли участие 137 стран. Из стран СНГ ниже в рейтинге расположились Кыргызстан (122-е место), Молдова (128-е) и Украина (130-е). Тем временем казахстанские чиновники не теряют надежды на улучшение ситуации и апробируют новые методы в автодорожной отрасли. Благо, что финансирование для этого выделяют, несмотря на кризис. Так, в дорожной отрасли начали использовать систему дистанционного зондирования Земли и ГИС-технологий. Это делают для комплексной оценки дорожной ситуации и повышения эффективности управления строительством автомобильных дорог, определения снегозаносимых участков и участков, подверженных затоплению водой. Для апробации системы выделены участки дорог Нур-Султан - Кабанбай батыра - Киевка - Темиртау и Кызылорда - Павлодар - Успенка. Кроме того, на дорогах применяют технологию холодного ресайклинга существующего покрытия с применением битумной эмульсии и цемента. Этот метод исключает использование стабилизирующей добавки и снижает содержание цемента до 1,5 процента, удешевляя ремонт и сохраняя качество. Для апробации выделен опытный участок на дороге Мамлютка - Костанай. Еще одним новшеством в дорожной отрасли считается установка дорожных ограждений из поливинилхлорида с удерживающей способностью, не уступающей металлическим ограждениям. Ограждения установили на автодороге Самара - Шымкент. На 30-м километре автодороги Алматы - Хоргос установлена опора освещения с ветровым генератором, которая экономит электроэнергию и может использоваться на участках автодорог, где нет подключения к электричеству. Для улучшения физико-механических показателей цементобетона на участке дороги Алматы - Ташкент - Термез использована добавка “микрокремнезема”. Кроме того, на казахстанских дорогах устанавливают инновационные металлические гофрированные конструкции. Для апробации новшества выделены опытные участки на дорогах Семей - Кайнар и Граница РФ (на Екатеринбург) - Алматы. На трассе Нур-Султан - Темиртау используют технологию поднятия плит и укрепления грунтов Slabliftin для повышения несущей способности основания. Для защиты цементобетонных покрытий и мостовых сооружений на дороге Алматы - Хоргос применяют пропиточный состав Meadows Liqui-Hard. Также инновационным методом считается внедрение полимерного слоя износа Confixpave для цементобетонных покрытий. Он внедрен на опытном участке дороги Нур-Султан - Щучинск. На этой же дороге внедряют другой инновационный подход - шероховатую литую поверхностную обработку ONYX струйно-инъекционным методом, которая защищает и продлевает срок службы покрытия, тем самым сокращая расходы на средний и текущий ремонт. Также на на этом участке трассы используют катафоты типа КД-3 со светоотражающими элементами на осевой и краевой разметках. На участке дороги Кокшетау - Атбасар апробируется стабилизатор грунта Acrosoil, который позволяет использовать практически любые грунты для устройства оснований автомобильных дорог. Здесь же используют стабилизирующую добавку грунта Novo Cretе. После того как пилотные проекты будут завершены, самые лучшие из них планируют внедрять по всему Казахстану.
Нур-Султан
|