ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотая миля Исследования


Алексей Мальченко

Когда средство передвижения - роскошь
В Алматы планируют запустить новый вид шеринга, который позволит передвигаться по городу, не задерживаясь в автомобильных заторах и не выматывая себя накручиванием педалей велосипеда. Правда, о доступности новой услуги можно говорить весьма условно

Второй заход
На днях в Алматы запустят новую услугу - scooter sharing (аренда электросамокатов). Сама задумка, несомненно, отличная! Она уже давно должна была занять свою нишу в сегменте городского транспорта, ведь ландшафт южной столицы не располагает к вальяжным прогулкам на велосипедах, как ни крути! Алматы не Амстердам, построенный на равнине.
И если не вдаваться в детали новой услуги, то может показаться, что алматинцы дождались достойной альтернативы, которая позволит оставить машину в гараже, при этом не вымучивать себя в общественном транспорте. Но так ли это? Попробуем вместе разобраться и ответить на ключевые вопросы, которые интересуют простого обывателя.
Сразу скажем, что этот стартап уже пытались запустить ровно год назад, однако его реализацию отложили, как сообщают, из-за задержек в поставке оборудования. Сейчас, судя по всему, “хвосты подтянули”.
На первом этапе обещают выставить 50 электросамокатов, число которых в дальнейшем должны расширить до нескольких сотен. Увы, все они будут “привязаны” к станциям, то есть принцип будет таким же, как у муниципального проекта шеринга велосипедов Almaty bike. Насколько это удобно, судите сами.
Для того, чтобы поездка состоялась, нужно, чтобы совпали несколько факторов: недалеко от места старта был свободный самокат, место назначения было рядом с “парковкой” и чтобы на этой самой “парковке” были свободные ячейки. В противном случае вам придется либо искать другую станцию, что еще сильнее отдалит вас от места назначения, либо вызывать сотрудника компании, что влетит в копеечку. Но об этом чуть позже.
Для сравнения, в калифорнийском Лос-Анджелесе электросамокаты не прикреплены к станциям, а разбросаны по всему городу. Там нет ограничений, куда можно ехать и где их оставлять - главное, чтобы они не мешали пешеходам и автомобилям. Но оставим пока калифорнийцев, нам до них далековато. Вернемся к реалиям алматинским.
Пожалуй, самый главный вопрос - стоимость аренды, а она составит... 45 тенге за минуту плюс к этому еще 100 тенге за разблокировку. То есть снять со станции самокат и тут же поставить его на место обойдется в 100, а может, и в 145 тенге. Сразу после выхода новости о стартапе пользователи сети возмутились обозначенному чеку. Но руководство проката считает стоимость адекватной.
“Сервис не предназначен для того, чтобы взять и кататься часами. Это для коротких расстояний, которые можно проехать за пять-семь минут. Это будет быстрее, особенно в часы пик, и дешевле, чем такси”, - утверждает руководитель компании Ozim Scooters Асылбек Есенов.
Судя по всему, стартап должен решать проблему “последней мили”, но с учетом того, что все станции расположены в зоне платных парковок, для автомобилистов этот вид транспорта вряд ли будет привлекательным.

 


20 с звездочкой
В прошлом году Ozim Scooters презентовали представители алматинского акимата, и тогда этот же самый проект анонсировали с тарифом 25, а не 45 тенге за минуту. Понятно, что за прошедшее время свою роль сыграла инфляция, но 180 процентов - не перебор ли это?
Можно было бы предположить, что поднять ценник заставили тарифы на электроэнергию, ведь самокаты нужно постоянно заряжать... Берем калькулятор и высчитываем среднюю “прожорливость” самокатов с аналогичной мощностью. Не вдаваясь в сложные вычислительные примеры, выведем сухой остаток: во время подзарядки электросамокат потребляет 60-70 Ватт в час, на полную зарядку требуется 4-5 часов (это максимум, современные аккумуляторы заряжаются за 2-3 часа). То есть при средней в Алматы стоимости тарифа электроэнергии 23 тенге за 1 кВт/ч, “топливные” затраты на 20 километров пути составляют 55,2-64,4 тенге. При этом райдер должен будет заплатить за 48 минут аренды (примерно это время потребуется в идеальных условиях), что составит 2260 тенге (с учетом стоимости разблокировки). Понятно, что в цену нужно заложить амортизацию транспортного средства и другие расходы, но... 2260?!
Слово о “дешевле, чем такси”. Расстояние от перекрестка Саина - Толе би до развязки ВОАД - Толе би составляет как раз 20 километров (если проложить маршрут через Аль-Фараби). “Яндекс такси” в разгар рабочего дня предложил поездку за 1810 тенге против 2260 тенге за самокат, на котором скорее всего добраться до места не получится.
Дело в том, что скорость и максимальная дистанция электросамоката напрямую зависят от: числа стартов/остановок, веса райдера, угла подъема. Особенно остро все эти моменты ощущаются на самокатах с маломощными, по современным меркам, двигателями мощностью 250 Ватт, а именно такие и будут сдаваться в аренду. В открытом доступе есть множество тестдрайвов, показывающих, что разница в дальности поездки райдера весом 40-50 килограммов и человека весом около 100 килограммов может составлять до 40 процентов. Получается, если говорить о поездке по прямой, то на отрезке в 20 километров, который проедет самокат с хрупкой девушкой, “болид” под управлением рослого мужчины разрядится на отметке 14 километров. Оставшиеся шесть - пешком. Ускоряется процесс разрядки и при подъеме в гору, то есть на дистанции все тех же 20 километров, но с солидным уклоном вверх до финиша рискует не добраться даже легкий райдер. Также падает и скорость: если по прямой самокат может разогнаться до 25, то в гору - не более 15 километров в час, что опять-таки приведет к увеличению времени в пути и конечной стоимости проезда.
Если же отсечь длинные поездки, а сфокусировать все внимание исключительно на коротких, то и тут не все так просто. При максимальной и непрерывной скорости в 25 км/час за пять минут на самокате удастся преодолеть два километра - это отрезок по улице Желтоксан от Сатпаева до Толе би. Стоимость шеринга в теории должна составить 325 тенге. Сумма вполне реальная, но опять же лишь в определенных условиях - если посчастливится попасть на “зеленую волну”, когда все светофоры на пути будут светить зеленым светом.
Если же “повезет” в обратную сторону, то на этом отрезке вы “соберете” семь “красных” светофоров, на каждом из которых нужно будет отстоять по две-три минуты. То есть к предполагаемой стоимости проезда нужно будет прибить еще 945 тенге, что увеличивает сумму общего чека до 1270 тенге. “Яндекс-такси” предлагает реализовать эту поездку за 750 тенге, причем независимо от цикла светофоров.
Еще один важный момент, намекающий на то, что стоимость шеринга излишне “заряжена”, - наличие конкурентов из совершенно другой ценовой категории. На платформе бесплатных объявлений OLX есть множество предложений по аренде электросамокатов. В среднем эта услуга стоит 1000 тенге в час (выходит 16,6 тг/мин.), а за 5000 тенге можно арендовать электросамокат на все 12 часов (6,9 тг/мин). Судя по количеству объявлений, эта услуга уже завоевала своего потребителя, ведь именно спрос рождает предложение, а цена даже в 16,6 тенге вполне рентабельна. Конечно, предложения на OLX не лишены недостатков. К ним можно отнести необходимость предоставления в качестве залога документа, удостоверяющего личность арендатора, и сумму в размере 20-30 тысяч тенге. Но некоторые арендодатели согласны выдать транспорт и в случае наличия нотариально заверенной копии документа.

 


Отвечаешь
головой
Для того чтобы взять самокат в аренду, “необходимо пройти регистрацию в мобильном приложении Ozim и ожидать активации. Проверка документов занимает до 24 часов”, говорится на сайте Ozim Scooters.
И уже в первом шаге, регистрируясь, вы должны согласиться с пользовательским соглашением и условиями пользования. Пока вы не согласитесь, перейти к следующему шагу невозможно. “МК” рекомендует перед тем, как нажать кнопку “далее”, не полениться и внимательно прочесть все 11 “листов” документа - в них много чего интересного. Кстати, документ (датируемый 2019 годом), загруженный на сайт Ozim, отличается от документов, прикрепленных к одноименному приложению (от 2020 года), но суть условий примерно сохранена.
Ранее мы уже говорили о том, что в случае отсутствия на станции свободных мест можно вызвать сотрудника Ozim. Так вот, услуга эта платная и составляет 5000 тенге. При этом в договоре оферты не уточняется, за какое время сотрудник должен приехать. Возможно, это будет 10 минут, а быть может, и час. То есть появляется риск опоздать на встречу, что ставит очень большой вопрос над самой задумкой экономии времени. Если же вы его (сотрудника) не дождетесь и оставите электросамокат около станции, то могут выставить штраф на все 10 тысяч тенге.
Перестраховку Ozim Scooters можно понять, ведь ранее в Казахстане уже был печальный опыт с шеринговыми велосипедами Ofo, которые, не стесняясь, растаскивали по поселкам и аулам, выставляли на продажу, прятали в подъездах и на балконах своих домов. Но должны ли страдать из-за этого законопослушные пользователи?
Конечно, нужно понимать, что пользователь берет на себя весь риск и ответственность за свои действия во время поездки - это понятно. При этом при регистрации пользователь соглашается с тем, что ТОО “Ozim Scooters”, любые его сотрудники и представители не несут никакой ответственности за вред, ущерб, повреждения, поломки и убытки, а также травмы, нанесенные пользователем самоката любой третьей стороне во время катания на самокате, а также за травмы, полученные пользователем самоката во время катания”, уточняется в документе.
То есть, если на самокате, допустим, заклинит колесо (предположим из-за заклинившего подшипника) и райдер упадет, то вся ответственность, без реальной вины, ляжет на последнего. В документах мы не нашли пункта, в котором рассматривалась бы хотя бы диагностика неполадки, которая определяла бы причину поломки и причастность арендатора. Виновен априори. Возможен ли такой сценарий? Вполне. Ведь это техника, а ничего вечного в этом мире пока не изобрели. Подшипник, тормозная система, рулевые узлы - все эти детали подвержены нагрузке и износу, а после определенного времени эксплуатации могут выйти из строя даже при работе в штатном режиме. Вопрос лишь в том, кто станет тем “счастливчиком”, кому предъявят счет.
Еще из интересного: если самокат не будет деактивирован в течение 48 часов, он будет рассматриваться как потерянный или украденный, и пользователь выплачивает 200 тысяч тенге. И это верно, ведь в первую очередь нужно дисциплинировать!
А вот что лично нас оттолкнуло от регистрации в приложении, так это еще одно из условий, в котором пользователь дает согласие на обработку персональных данных не только в течение срока действия договора (то есть фактической аренды), но и “...в течение трех лет после истечения указанного срока. Персональные данные включают в себя: ФИО, адрес, контактные данные (номер телефона, номер мобильного телефона, адрес электронной почты), селфи-фото пользователя, фото удостоверения личности и иную информацию о нем...”, говорится в условиях аренды. Зачем оператору право производить какие-либо манипуляции с моими данными в течение трех лет?!
В общем, не ленитесь, изучайте документы и только потом принимайте решение, чтобы в дальнейшем “последняя миля” не превратилась в золотую.
Электросамокаты - популярное средство передвижения во многих странах мира, причем, сравнивая со стоимостью аренды за рубежом, Ozim выглядит заметно дешевле. Но полноценно сопоставлять “их” цены и “наши” можно будет только тогда, когда уровень жизни и доходы казахстанцев будут на аналогичном уровне.

Фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение