Ботагоз Искакова
Сколько лет существуют специальные экономические зоны в Казахстане - столько лет правительство выделяет средства на их инфраструктуру и говорит о необходимости усовершенствования законодательства. СЭЗ сегодня 13, но эффективно привлекают инвестиции лишь единицы
На недавнем заседании правительства Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов рассказал о деятельности СЭЗ как об одном из инструментов развития обрабатывающей промышленности и привлечения инвестиций. Он подчеркнул, что из 13 СЭЗ, созданных в стране, инфраструктура полностью завершена на шести (“Парк информационных технологий”, “Сарыарка”, “Оѓтљстiк”, “Хоргос-Восточные ворота”, “Химпарк Тараз”, “Морпорт Актау”, № 1-3 субзоны). Освоено 44 процента территорий СЭЗ. На этих зонах с 2002 по 2019 год запущены 169 проектов с созданием более 23,6 тысячи постоянных рабочих мест. На стадии реализации находятся 156 проектов на общую сумму 4,2 триллиона тенге. Однако эффективность специальных экономических зон не зависит напрямую от инфраструктуры. Это видно при детальном анализе деятельности самих СЭЗ. Так, большую часть проектов “тянут” на себе две СЭЗ, обеспеченные инфраструктурой на 71-72 процента. В них реализуют сотни проектов. А полностью обеспеченные инфраструктурой четыре СЭЗ позволили реализовать лишь 37 проектов. Еще две зоны оснащены инфраструктурой на 22 процента и реализуют 10 проектов.
Кроме того, в Казахстане действуют 22 индустриальные зоны, на которых запущены 149 производств с суммарным объемом инвестиций около 233 миллиардов тенге. На их инфраструктуру из госказны потрачено 45,8 миллиарда тенге. Таким образом, на один вложенный бюджетный тенге привлечены пять тенге инвестиций. На территории индустриальных зон выплачено налоговых отчислений на сумму 22,6 миллиарда тенге. Индустриальные зоны создавали в основном как точки регионального роста. Они подкрепляются средствами из местного бюджета. Их управлением занимаются социально-предпринимательские корпорации, 100 процентов акций которых принадлежат соответствующим областным или городским акиматам. В таких индустриальных зонах бизнес за определенную оплату может получить земельный участок со всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурами. Но в отличие от СЭЗ в индустриальных зонах они получают не преференции, а инфраструктуру. В свою очередь, СЭЗ имеют право предоставлять своим резидентам различные налоговые и таможенные преференции, но инфраструктура в них развивается очень медленно. Кроме того, в отличие от индустриальных зон уполномоченным органом СЭЗ является МИИР РК. По мнению министра, ведомство делает все для повышения эффективности деятельности СЭЗ: совершенствуется законодательство, пересматриваются стратегии развития, расширяются территории СЭЗ, включаются новые виды деятельности. Не без гордости глава ведомства заявляет, что в бюджет в виде налогов благодаря деятельности СЭЗ возвращено около 180 миллиардов тенге (индивидуальный подоходный налог, социальные налоги, налог на добавленную стоимость). Но при этом во время совещания Кабмина он не оговорил, сколько потрачено на возведение инфраструктуры и заработные платы администраторов таких свободных экономических зон. И это не случайно, ведь в виде налогов страна смогла вернуть лишь половину вложенных в СЭЗ инвестиций: за все эти годы в СЭЗ вложили 340 миллиардов тенге. Между тем для “раскачки” СЭЗ нужны прежде всего инновации. Создание таких продуктов, которые были бы конкурентоспособны и могли выйти на экспорт, а для этого нужны качественное образование и сильная научная база. Пока же основная доля инвестиций, идущих в нашу страну, имеет сырьевую направленность, и от 70 до 90 процентов направляются в горнодобывающую отрасль. Тем не менее год из года Министерство по инвестициям меняет лишь свое название. Но и по ходу постоянно корректирует деятельность СЭЗ, надеясь получить от них долгожданный “выхлоп”. Только в начале этого года для “перезагрузки” СЭЗ расширили перечень приоритетных видов деятельности нескольких СЭЗ, и это далеко не последние изменения. Специальная экономическая зона “Химический парк Тараз” с этого года главный акцент делает на строительство сахарного завода, который планируют ввести в эксплуатацию до конца 2021 года. Проект находится на стадии разработки. Ожидается, что при производительной мощности восемь тысяч тонн сахара в сутки завод обойдется почти в 80 миллиардов тенге. В “Парке инновационных технологий “Алатау”, в рамках которого действуют льготные режимы для инновационных предприятий, планируют строительство нескольких клиник. В СЭЗ “Морпорт Актау” планируют строительство и ввод в эксплуатацию многофункционального комплекса AKTAU RESORT HOTEL. В СЭЗ TURKISTAN внесены уточнения по деятельности, связанной со строительством и вводом в эксплуатацию Международного аэропорта города Туркестана. Сейчас из действующих СЭЗ можно выделить в качестве эффективного СЭЗ “Оѓтљстiк” (Юг), где на один бюджетный тенге привлечено 15,5 тенге инвестиций. Там сформирован текстильный кластер, где сосредоточены также предприятия малого и среднего бизнеса. Причем СЭЗ функционирует самостоятельно, без поддержки государства. В СЭЗ “Павлодар” развиваются алюминиевые производства с более высоким переделом готовой продукции. Успешно реализуются кооперационные связи между функционирующими предприятиями. На сегодня один бюджетный тенге СЭЗ привлек более 12 тенге инвестиций. Но это лишь единичные примеры. В мировой практике срок действия СЭЗ не превышает 25 лет. У нас они начали развиваться с середины 90-х, когда в законодательство республики ввели само понятие “специальная экономическая зона”, но новшества продолжают вводить, а механизм продолжает работать по-старому.
Нур-Султан
|