|
Мадина Меирманова
Самочувствие экономики определяется по многим индикаторам. Торговля - один из самых ярких показателей того, насколько хорошо развивается экономика и, что немаловажно, каковы ожидания на ближайшее время. Судя по темпам постковидовского восстановления, население планеты верит, что с экономикой крупнейших стран все будет хорошо: несмотря на угрозу крупнейшего за последний век роста безработицы, население разных стран продолжает скупать автомобили и компьютеры
На днях Всемирная торговая организация опубликовала доклад о влиянии первой волны COVID-19 на торговую сферу. Ожидаемо оказалось падение в первой половине года, однако темпы восстановления оказались гораздо активнее, чем ожидалось в апреле. Почему же торговля притягивает такое внимание: чем больше люди покупают, тем активнее идет производство. А это и вся цепочка (зачастую международная) производственных процессов, и рабочие места, и экономический рост стран-участниц - и торговли, и производства. Состояние торговли, к слову, является также индикатором для принятия властями решений по стимулированию и поддержке отдельных секторов экономики или их участников.
По данным ВТО, объем торговли товарами в первом квартале сократился на три процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в годовом выражении падение составило примерно 18,5 процента). “Эти показатели являются исторически низкими, но не самыми худшими”, - говорится в отчете. Если сохранится нынешняя динамика восстановления, то по итогам года объем мировой торговли товарами в 2020 году сократится на 13 процентов (по сравнению с прошлым годом). Для того чтобы падение составило не больше этой суммы, активность в торговле должна расти по 2,5-3 процента ежеквартально. Но, как отмечают в ВТО, эти цифры и прогнозы не учитывают перспектив второй волны вспышек COVID-19, более слабый, чем ожидается, экономический рост или повсеместное использование торговых ограничений. В противном случае докризисный уровень торговли не восстановится и в 2021 году. Впрочем, во Всемирной торговой организации предпочитают не думать о плохом. “Сокращение торговли, которое мы сейчас наблюдаем, исторически масштабное - на самом деле оно будет самым значительным за всю историю. Но здесь есть важная положительная сторона: ситуация могла быть намного хуже”, - сказал генеральный директор ВТО Роберто Азеведо. Чтобы выгрести из ямы, вся надежда на политиков: “Политические решения имеют решающее значение в смягчении продолжающегося негативного влияния на производство и торговлю, и они будут продолжать играть важную роль в определении темпов экономического восстановления. Для того чтобы в 2021 году объемы производства и торговли резко возросли, фискальная, кредитно-денежная и торговая политика должны продолжать развиваться в одном направлении”. К слову, о товарах. В торговой паре товары-услуги наибольшие потери понесли именно услуги. Товары хоть и “просели”, но благодаря поддержке (практически во всех странах) платежеспособности домохозяйств уровень потребления снизился во многих странах незначительно. А вот такие услуги как гостиничный бизнес, персональные услуги и развлечения все еще ожидают восстановления. По данным ВТО, международная торговля постепенно восстанавливается. Авиаперевозки, рухнувшие на три четверти в первом квартале, с середины апреля выросли на 58 процентов. Контейнерные перевозки тоже восстанавливаются. Началось оживление экспортных заказов. Но заметнее всего торговля активизировалась на персональном потребительском уровне. Отложенный спрос, спровоцировавший всплеск в мае, продолжается. Продажи бытовой электроники стабильно растут второй месяц. Согласно таможенной статистике Китая, экспорт автоматических машин для обработки данных, включая компьютеры, вырос в апреле на треть в годовом исчислении в долларовом выражении. (Кстати, растет спрос на компьютерные и информационные технологии, которые облегчают работу из дома, - и бизнес, и население ожидают, что карантинные меры станут новой реальностью.) Китай же лидирует и в покупке автомобилей: в мае-июне их продажи в КНР выросли на пять процентов в годовом исчислении после падения на 79 процентов в феврале. А вот Европа и США запасаться авто не спешат: там в мае продолжалось снижение уровня продаж, но уже не столь быстрыми темпами, как в апреле. “Увеличение покупок потребительских товаров длительного пользования можно рассматривать как позитивный тренд, сигнализирующий о возобновлении доверия потребителей, поскольку сняты ограничения и экономика начинает восстанавливаться”, - считают в ВТО. В Казахстане народ после карантина также решил компенсировать отложенный спрос: в мае 2020 года наши граждане скупили в автосалонах на 20 процентов больше машин, чем в мае прошлого года. “По итогам мая в автоцентрах республики продали 7126 автомобилей против 950 единиц, реализованных в течение апреля. Эта цифра также превысила значение мая 2019 года на 20,7 процента”, - сообщил директор по стратегическому планированию “КазАвтоПрома” Артур Мискарян. В целом объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 61,5 миллиарда тенге, что превосходит показатель годичной давности на 12 процентов. У казахстанской торговли, так же, как и у всей мировой, надежда на активизацию активности всей экономики. Если мировой ВВП продолжит сокращение, то и падения доходов не избежать, а значит, и торговля вновь окажется в отрицательном секторе. Пока же весь мир наблюдает за двумя факторами, которые могут повлиять на экономическое самочувствие: продолжение торговой сделки между США и Китаем и вторая волна COVID-19.
Нур-Султан |