Марта Рогова
Не успели предприниматели обрадоваться господдержке пострадавшим от COVID-19 предпринимателям, как выплыла ложка дегтя - правительство планирует повышение налогов. Что еще раз подтверждает народную мудрость о последствиях бесплатного сыра
|
В марте-апреле, в период ЧП, правительство пошло навстречу, отодвинув сроки уплаты налогов за прошлый год и объявив налоговые каникулы некоторым, особенно пострадавшим от карантинных мер видам бизнеса. Но одной рукой помогая, другой рукой оно начало закручивать гайки. Точнее, строить планы по закручиванию: провели уже несколько заседаний рабочей группы по повышению налогов. Об этом рассказал первый заместитель Премьер-Министра РК Алихан Смаилов. По его словам, рабочая группа, в состав которой входят представители государственных органов, общественных организаций, депутаты Парламента РК, НПП “Атамекен”, экономисты, вырабатывает предложения по повышению доходов бюджета. Предложение пока такое: поднять НДС с 12 до 16 процентов и КПН с 20 до 24 процентов. Оно и понятно: кризис в мировой экономике стукнул такой, что и без налоговых каникул отечественному бюджету нелегко, а уж с ними-то - совсем швах. По итогам пяти месяцев Минфин недосчитался в доходной части бюджета 125 миллиардов тенге. Больше всего “просели” налоги от торговли: обороты по реализации товаров (а значит, НДС) упали на 54 процента, или на 1,2 триллиона тенге, в сравнении с маем 2019 года. Падение мировых цен на наши экспортные товары горнодобывающей отрасли снизили налоговые поступления на 43,6 процента, или на 361 миллиард тенге. “850 из 1796 крупных плательщиков КПН в республиканский бюджет в сравнении с пятью месяцами прошлого года снизили уплату авансовых платежей на 35 процентов, или на 119,5 миллиарда тенге”, - констатировал глава Минфина Ерулан Жамаубаев. В общем, потери огромные. А ведь это те средства, из которых выплачивают все соцобязательства государства: зарплаты, пенсии, пособия. И если встает речь о повышении налогов, значит, наши государственные мужи не уверены, что имеющихся поступлений хватит на погашение всех обязательств. И не только в этом, но и в грядущих годах. Видимо, в правительстве предполагают не самое радужное ближайшее будущее нашей экономики. Равно как и мировой тоже. А значит, необходимо изыскивать иные, несырьевые, способы пополнения бюджета. Потому как Нацфонд, пополняемый за счет нефтяных доходов, в этом году, видимо, тоже оскудеет - цены на черное золото никак не могут определиться: укрепляться им или падать. Металлы дешевеют вслед за падением мирового ВВП. А большинству развитых стран - основных потребителей наших товаров - экономисты предсказывают крупнейшую за век рецессию.
Вся надежда на еду! Пока заводы пытаются производить продукцию, а чиновники всех стран пытаются стимулировать население эту продукцию покупать, народ продолжает хотеть кушать. Продовольственные товары гарантированно найдут рынок сбыта. А с учетом казахстанских возможностей развития АПК наша страна может существенно пополнить бюджетную валютную копилку доходами от экспорта продтоваров. Впрочем, если Кабмин все-таки решится на повышение налогов для внутреннего рынка, даже пополнение бюджета не спасет от роста цен на товары массового спроса. Включая и продовольствие. Казахстанцы уже и так тратят более половины своих доходов на еду, а теперь эти траты возрастут еще на четыре процента. Приятного мало. Но, как сказал Смаилов, решение еще не приняли. И пообещал, что конкретный пакет предложений, который сформирует рабочая группа в правительстве, вынесут на обсуждение общественности уже в августе этого года. Вот такая неприятная ложка дегтя от правительства, которое еще совсем недавно заявляло, что в Казахстане самый благоприятный налоговый режим для инвесторов на постсоветском пространстве. Видимо, это благоприятствование нынче уже не актуально, дыры бы залатать.
Нур-Султан |